Конспект урока по литературному чтению на родном языке «Произведения великих педагогов И.Я. Яковлева и Л.Н. Толстого для детей» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 9 February

Интегрированный урок литературного чтения на родном языке «Произведения великих педагогов

И.Я.Яковлева и Л.Н.Толстого для детей»


 

 

 

Цель: создать условия для знакомства детей с произведениями для детей двух великих педагогов Л.Н. Толстого и И.Я. Яковлева

Задачи:

-познакомить с произведениями Л.Н. Толстого и И.Я. Яковлева для детей;

-учить сравнивать произведения разных писателей, разных народов;

- обучать выразительному чтению произведения, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

предметные:

-умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- умения увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, - умения сравнивать произведения разных писателей, русского и чувашского народов;

метапредметные:

-умения эмоционально откликаться на произведения литературы разных народов, составлять синквейн,

- умения анализировать текст, находить опорные слова;

- осмысление правил взаимодействия в группе, деление обязанностей в группе при работе с текстом.

Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого, И.Я.Яковлева, портреты писателей, презентация.

 

Этап урока

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

 

 

- Добрый день друзья мои, приготовились к уроку, проверили наличие необходимых школьных принадлежностей.

Актуализация знаний.

 

- Посмотрите внимательно на портреты этих людей. Скажите пожалуйста, знаете ли вы этих людей? (Л.Н.Толстого)

-Какие его произведения вы знаете? С какими мы с вами знакомились? («Акула», «Прыжок», «Филиппок» и др.)

- О ком и для кого он писал? (О детях и для детей).

- А что вы помните из биографии Л.Н.Толстого?

(Родился в Ясной Поляне, прожил 82 года -прожил долгую жизнь. Написал произведения не только для детей, но и для взрослых: «Война и мир», « Анна Каренина»…. Он написал «Азбуку» для крестьянских детей, хотел, чтобы все дети учились, были образованными).

Формулирование темы

- Как вы думаете почему на урок я взяла этих двух писателей?

(У них много общего)

Чем похожи эти два человека?( бородой)

-Посмотрите пожалуйста на даты рождения и смерти. Сколько лет они прожили? (прожили долгую жизнь 82 года)

- Ребята вы правы. Но ещё ребята мы с вами сегодня с будем работать с произведением «Лгун». У Толстого и Яковлева есть произведения с таким названием.

Работа по теме.

 

 

 

Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над произведениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

Характеристика героя

 

-Посмотрите пожалуйста на слайды.

1. Написали «Азбуку» для детей.

2. Хотели оба, чтобы детишки были грамотными, писали произведения для детей, которые для них понятны и помогают им найти ответы на свои вопросы –почемучек, учат их жизни.

Два великих писателя, педагога посвятили свою жизнь просвещению простых крестьянских детей. Они создали для них первую книгу для обучения детей «Азбуку», написали рассказы для детей.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал рассказы для детей, организовал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.

Великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев открывал школы для крестьянских чувашских детей, писал рассказы для них. Когда бывал в чувашских деревнях, приезжал с инспекцией в школы, всегда старался поговорить с старцами. Иван Яковлевич Яковлев собирал чувашские сказки, пословицы, легенды, рассказы, а потом их собрал в одну книгу. Они издавались в виде сборников, хрестоматий и моментально распространялись среди народных масс. Это не столько сказки, а рассказы, которым уже больше 100 лет. Эти рассказы учат добру, трудолюбию, честности, уважению к человеку, понятны и доступны даже самым маленьким читателям.

И.Я.Яковлев говорил: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него».

- Посмотрите на содержание книги, прочитайте вслух и сравните названия. Что вы заметили? У Толстого и Яковлева есть произведения с одинаковым названием.

 

Сегодня будем работать по группам. Первая группа знакомиться с произведением Л.Н.Толстого, а вторая группа -с произведением И.Я.Яковлева.

- Прочитайте названия произведений.

-О чем может в нем говориться в этом произведении?

(Прогнозирование содержания текста.)

-Прочитайте произведения.

-Какие чувства вы испытали при чтении?

-Один представитель каждой группы нам прочитает произведение вслух.

-Какие слова вам не совсем понятны в этом произведении?

-Кто такой лгун?

- Каким словом его можно заменить? - Ребята, у этого слова есть 76 синонимов:врун — брехун — обманщик — фуфло — лжец — сказочник-прохвост и т.д.

- Кто такой пастушок?

 

«Ходит волк»

Цель: развитие памяти, внимания, быстроты реакции.

Раз, два три, четыре, пять – (шагают на месте)

Негде зайчику скакать. (Подпрыгивают.)

Всюду ходит волк, волк – (шагают на месте)

Он зубами щелк, щелк. (Изображают волка, его пасть руками.)

Ну-ка, прячемся в кусты (приседают, затаиваются),

Ты, волчище, погоди. (Грозят пальчиком.)

На тропу не выходи!

 

Анализ произведений

- А чем похожи? (названием, содержанием, героями)

-Чем отличаются произведения? (авторами, некоторыми словами)

- Куда отправили ребенка?

- Почему мальчик пас овец?

- Почему не помогли взрослые ребенку, когда появился волк?

-Чему учит это произведение?

Чтение рассказов по ролям

Следующее задание группам

-Подготовить по три толстых вопроса по произведению

-Подготовить три тонких вопроса к произведению.

Выборочное чтение

- Каждая группа составляет синквейн по произведению. О ком будет синквейн? ( про пастушонка, про мальчика)

Составление синквейна

1 строчка-одно существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме)

5 строчка – 1 существительное синоним для существительного первой строчки

 

Итог

 

 

 

Рефлексия

- С произведениями каких писателей познакомились?

- Почему взяли Л.Н .Толстого и И.Я. Яковлева?

-Какие чувства хотели донести до нас авторы?

- Чему учат эти произведения?

Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за..

Сегодня на уроке мне было трудно, когда ...

Сегодня я понял...

 

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведения и записать в тетради два проблемных вопроса.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации