12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чухнина Алена Сергеевна8 |
Конспект урока по литературному чтению " Я маму мою обидел..." Э. Мошковская
Цели и задачи:
Познавательные:
- познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Оборудование и наглядные материалы: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, фрагмент мультфильма «И мама меня простит», мультфильм «Я маму мою обидел…», видео для физминутки, портрет Э. Мошковской, выставка книг Э. Мошковской.
Создание эмоционального настроя.
- “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Цель: подвести учащихся к теме.
-Ребята, я для вас подготовила загадки. Отгадки загадок помогут нам определить тему сегодняшнего урока.
1. Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)
2. Маме на радость, папе в награду,
Он появился наследник – отрада.
Родной несмышленый, пуговки – глазки,
Ему все внимание, забота и ласки. (сын)
-Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.
-Ребята, как могучая и бурная река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша страна укрепляется семьями! Каждая семья – частичка нашей Родины! Мать и Отец! Эти слова на всех языках звучат нежно и ласково.
-Конечно, вы не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас!
Как счастливо светились ее глаза!
Когда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – она поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
-Ребята, а какие стихи про маму вы знаете? (Стихи о маме, рисунки мам)
Быть мамой это большой груз ответственности.
Мамы поют песни и читают стихи
Вяжут и шьют
Радуются и огорчаются
Чаще всего из-за нас, детей
А еще мамы плачут. Мамины слезы - это море или даже океан, который можно назвать океаном грусти.
-Когда наши мамы огорчаются?
-Вот сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением замечательной поэтессы Эммой Мошковской «Я маму мою обидел…».
- Но сперва давайте определимся с тем, чему мы сегодня должны будем научиться. (Задачи урока)
- Сейчас давайте узнаем про автора стихотворения.
Эмма Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
- (Просмотр книг Эммы Мошковской).
1). Первичное восприятие текста
-Перед тем как прочитать стихотворение, давайте узнаем значение некоторых слов. (Словарная работа)
- Сейчас, давайте мы прочитаем стихотворение про себя. (Чтение про себя)
-А теперь давайте послушаем, как читает это стихотворение настоящий актер.
2) Вопросы по прочитанному стихотворению
- Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
-Какое решение он принял? Найдите эти строчки.
(Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу».)
-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу?
-Согласны ли с этим решением?
-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? Нет, нам остается только догадываться об этом.
А как вы сами думаете, как мальчик обидел маму?
3). Просмотр фрагмента из мультфильма «И мама меня простит»
Сопоставление своего предположения с замыслом автора
Физкультминутка
Речевая разминка
VI. Работа над выразительным чтением
- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.
- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.
-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.
VII. Просмотр видеоролика
-А теперь мы с вами мысленно отправимся в кинотеатр на просмотр мультфильма.
Синквейн
Игра «Волшебный цветок»
- Подберите самые красивые слова о своей маме: «Моя мамочка самая...»
Проследить и записать, как и сколько раз ты порадовал маму за один день.
X. Рефлексия.
Я повторил…
Я узнал…
Я запомнил…
- Хочется закончить урок стихотворением Виктора Гина.
Не обижайте матерей.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.