Конспект урока по математике «Сантиметр» (1 класс)
Креман Юлия Николаевна
учитель начальных классов
Школы дистанционного образования
г. Красноярска
2023 г.
Тема урока: Сантиметр.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи:
- познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, черти отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, давайте проверим готовность к уроку: на столе у вас лежат учебник, тетрадь, пенал.
Актуализация знаний.
Устный счет.
- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите?
а) Посчитайте от 1 до 10, а теперь в обратном порядке; Теперь через 1 считаем.
б) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Пять – под берёзой,
Два – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (4 -2 =2)
Изучение нового материала.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (Видеоотрывок из сказки Григория Остера «38 попугаев» (Ссылка: https://yandex.ru/video/preview/13655519046616272894)
– Почему длина удава выходила всё время разной? (Разные мерки)
– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? (Нет)
– Почему? (Мерка должна быть одинаковая)
– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета? (Надо взять измерить его … линейкой, метром )
Знакомство с единицами длины.
Верно, ребята, для измерения длины предметов существуют различные единицы длины: миллиметр, сантиметр, метр, километр и др.
А теперь открываем учебники на с.66
– Что изображено? (Отрезки.)
– Докажите. (Есть начало и конец)
– Какой отрезок самый длинный? (Розовый)
– Какой короче других? (Синий)
– Есть ли одинаковые по длине отрезки? (Оранжевый и зеленый)
– Как вы это узнали? (У них совпали начало и конец)
– Для измерения и черчения отрезков и прямых линий используют чертёжный инструмент, а какой вы сейчас узнаете, отгадав загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
– Можно ли по-другому узнать длину этих отрезков? Как? (Можно, взять линейку и измерить)
– Возьмите ваши линейки. Рассмотрите их внимательно. Что увидели? (Цифры, деления)
- Расстояние от одного деления, обозначенного цифрой, до другого составляет один сантиметр. Сантиметр – единица измерения длины. - Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. С одной из них – Мы сегодня познакомимся- это сантиметр.
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует их).
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи:
- познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, черти отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.
Упражнение в измерении длины предметов.
-Давайте узнаем длины отрезка и карандаша в учебнике, для этого прикладываем линейку измеряемому объекту: «0» должен совпадать с началом измеряемого объекта. (Синий 8 см, карандаш 9 см)
-Ребята, посмотрите на полях в учебнике нарисованы отвертка и шуруп, давайте измерим их длину. (Отвертка 6 см, шуруп 3 см.). ). Как могут быть использованы отвертка и шуруп?
4. Физминутка.
Ссылка: https://yandex.ru/video/preview/8671201348082537859
(Видео на экран выводится, дети выполняют физминутку на месте).
5. Пропедевтика темы «Задача». Работа в тетрадях.
- Ребята, давайте прочитаем задание с машинками.
– Что узнали из задания? (У Коли было 4 легковые и 1 грузовая машинки)
– Что требуется узнать? (Сколько всего машинок у Коли?)
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (+, потому что всего или вместе)
– Почему так считаете?
– Запишите решение. (Учащиеся записывают решение с комментированием в тетради в клеточку 4+1=5)
-Молодцы. А теперь давайте рассмотрим рисунок к заданию 1 (с. 67) и составим рассказы, соответствующие рисунку и схемам под ним.
Например:
В пруду плавало 3 уточки. 2 уточки было на берегу. Сколько всего уточек?
В пруду плавало 5 лебедей, из них 1 чёрный, а остальные белые. Сколько белых лебедей плавало в пруду?
В пруду плавало 5 лебедей, из них 4 белых, а остальные чёрные. Сколько чёрных лебедей плавало в пруду?
Решение задач учащиеся записывают в тетради с комментированием.
- А теперь давайте, потренируемся в умении чертить отрезки с помощью линейки заданной длины. Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (3<5 ).
-Давайте сделаем вывод: С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков?(Сантиметра) С помощью какого инструмента?(Линейки) Как правильно это сделать?(Чтоб начало объекта совпадало с 0 на линейке).
6. Закрепление.
Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).
Самостоятельная работа.
- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.
- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.
- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.
7. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились? (Сантиметр)
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
-Спасибо за урок. До свидания.