Конспект урока математики на тему «Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140» (3 класс)
Конспект урока по математике учителя начальных классов МБОУ Вершинотейской СОШ Кужель Д.А.
Тема: «Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140»
Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140;
- уметь применять приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140;
- уметь решать текстовые задачи.
Личностные:
- адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- осуществлять анализ своей деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- самостоятельно делать выбор.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Учебник М.И. Моро «Математика», 3 класс, 2 часть (УМК "Школа России"), раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||
|
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: настрой на работу. |
1 мин. |
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь |
- Приветствуют учителя. - Настраиваются на урок.
|
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||
|
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа, объяснение. Практический: выполнение устного счета, решение задач. |
5 мин. |
- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие с моим хорошим знакомым. Отгадайте, кто он? Загадка Он по дну морскому бродит, Пищу там себе находит. С виду он похож слегка На простого паука. Повнимательней взгляни — Берегись его клешни. (Краб) - Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. - Итак, сделаем первую запись: дата на первой строчке, вид работы (классная) на второй. - Чтобы наше морское путешествие прошло удачно, нужно расставить корабли в порядке увеличения. ( на доске и в бортовом журнале) - Отдать швартовый! Устный счет: -Проверяем провизию на кораблях. Капитан Краб переживает, хватит ли нам продуктов? -Вам сейчас мой помощник раздаст карточки от лото. Я читаю задание, вы ищите правильный ответ на карточке и обводите его. 1. Найдите сумму чисел 500 и 30. 2. Уменьшите 700 на 200. 3. Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму. 4. Чему равна разность чисел 840 и 50? 5. На сколько 540 больше, чем 70? 6. Из какого числа вычли 310 и получили 70? 7. Увеличьте 206 на 70. 8. Найдите разность чисел 766 и 6. - Читаем ответы, которые получились по цепочке, начиная с 3 ряда. Если кто-то не согласен с ответом, то сразу поднимаем руку. -Что у вас получилось на карточках лото? (волна) - Молодцы, провизии нам предостаточно, двигаемся дальше. Работа над задачей. -Мы продолжаем путешествие по морю. Кажется, начинается шторм. И чтобы его успешно пережить нужно решить карточку №1. Решение будем записывать в бортовой журнал.
- На карточке №1 записана задача. А ниже вопросы. Вам нужно выбрать нужные данные из условия задачи и записать решения к этим вопросам.
Задача: Морж съел 14 рыб и 17 моллюсков . А касатка съела 25 рыб и 36 моллюсков.
Вопросы: 1. Сколько морских обитателей съел морж? 2. Сколько морских обитателей съела касатка? 3. Сколько было съедено рыб? 4. Сколько всего съедено морских обитателей? - Молодцы, ребята, мы одолели этот шторм. (если время на задачу тратиться много, то можно записать в бортовой журнал 1-2 действия, остальное решить устно) - Путешествие – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное. Еще неизвестно, какие трудности нас поджидают? Всё заволокло туманом, ничего не видно.(Зарядка для глаз)
- После шторма мы сбились с курса. На наш корабль поступила радиограмма. Помогите Капитану Крабу найти правильный путь. - Посмотрите на доску. рассмотрите выражения. Чем они похожи и чем отличаются?
76+ 12= 760+120= 65-32= 650-320=
- Как решить пример 76+12?
- Как решить пример 65-32?
- Можно ли применить аналогичный способ для решения примеров 2 столбика? - Давайте проверим. Начнем с примера 760+120. Как будем рассуждать?
- А второй пример 650-320 как решим?
- Какой вывод можем сделать?
- Как можно выполнять эти действия: устно или письменно? - Туман немного развеялся. А чтобы стало лучше видно, нужно научиться находить значения выражений данного вида. |
Отгадывают загадку
- Записывают число.
( 285, 869, 348, 500, 606, 118, 832,222)
- 560 - 500 - 130 - 790 - 410 - 380 - 276 - 760 - Проверяют.
- 14+17=31 (м.) - 25+36 = 61(м.) - 25+14 = 39 (р.) -25+36+14+17=92 (м.)
- Нужно выполнить действия; двузначные и трехзначные числа. - К 6 ед. прибавить 2 ед., получаем 8 ед.. К 7 дес. прибавить 1 дес., получаем 8 дес. Ответ: 8 дес. и 8 ед. или 88. - Из 5 ед. вычитаем 2 ед., получаем 3 ед. Из 6 дес. вычитаем 3 дес., получаем 3 дес.. Ответ: 3 деся. и 3 ед. или 33.
- Надо проверить. - 760 - это 76 дес., 120 – это 12 дес. 76 дес. + 12 дес.
- 650 – это 65 дес., 320 – это 32 дес. 65 дес. – 32 дес. - Получаются те же числа, что и в примерах первого столбика., значит мы можем применять аналогичные способы вычислений. - Устно. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
||||
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа, объяснение. Практический: использование алгоритма. Наглядный: доска Проблемный: постановка проблемного вопроса. |
4 мин. |
-Значит, какова тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу поставим? Мы узнаем…, мы будем учиться…
|
- Приемы устных вычислений вида 260+310, 670 - 140. - Научиться применять приемы устных вычислений вида 260+310, 670 - 140. |
П: построение рассуждений по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
|||||
|
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа, объяснение. Практический: решение примеров. Наглядный: учебник Работа с книгой: чтение и изучение.
|
9 мин.
|
- Откройте учебники на стр. 69 . Что вы видите под вертикальной красной чертой?
260+310= (260+300)+10= 260+310= (200+300)+(60+10)= 670-140= (670-100)-40= 670-140= (600-100)+(70-40)=
- Кто попробует объяснить, как выполняли вычисления на примере 260+310?
- Какой 2 способ?
- Кто попробует объяснить, как выполняли вычисления на примере 670-140?
- Какой 2 способ?
- Как выполняли действия в 1 способе? - Как во 2?
- Какой вывод можем сделать?
- Какой способ кажется вам удобнее? Вывод: Мы будем использовать разные способы вычисления, использовать наиболее рациональный. -На борту не порядок, кто-то ослушался капитана Краба и включил музыку. Давайте воспользуемся случаем и не много разомнёмся. Динамическая пауза. - -Наш корабль в открытом море. А здесь повсюду подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. Что такое айсберг? Чтобы избежать столкновения, необходимо правильно рассчитать градус отклонения от курса . С. 69,№1
- Первые 2 столбика выполняем вместе, с комментированием у доски (4 человека по желанию). Последний столбик самостоятельно. - Проверьте свои ответы с доской. Кто не согласен? - Кто расскажет, какие ответы у вас получились в последнем столбике? – Благодаря вашим умениям мы избежали столкновения с айсбергом.
|
- Открывают учебники.
- Правило. - 310 разложили на сотни и десятки. К 260 + сначала 300, а потом + 10, получилось 370. - Числа 260 и 310 разложили на сотни и десятки. Сотни сложили с сотнями, десятки с десятками. - 140 разложили на сотни и десятки. Из 670 – сначала 100, а затем 40, получилось 530. - 670 и 140 разложили на сотни и десятки. Из сотен вычли сотни, из десятков десятки. - Складывали и вычитали по частям. - Складывали, вычитали сначала сотни, потом десятки. - Можно складывать и вычитать по частям. Прибавляем к числу сначала сотни, а потом десятки. Вычитаем из чисел сначала сотни, а потом десятки. - 1\2.
Выполняют физ.минутку.
- Выполняют задание №1.
Айсберг-большая глыба льда свободно плавающая в море.
1. 570+240=(570+200)+30+10=770+30+10=810. 2. 360+170=(300+100)+(60+70)=400+130=(400+100)+30=530. 3. 760-480=(760-400)-(60+20)=360-60-20=280. 4. 540+290=(540+200)+(60+30)=740+60+30=830. 5. 320-160=(320-100)-(20+40)=220-20-40=160. 6. 430+180=(430+100)+ (70+10)=530+70+10=610. - Сверяют ответы и рассказывают про свои. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: анализ.
П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
||||
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. Практический – решение примеров.
|
4 мин
|
с.69№2 (коллективное выполнение с комментированием, устно ) - Время обеда . Как называют повара на корабле? Помогите коку правильно рассчитать пропорции для приготовления пищи А для этого вспомним, сколько граммов в 1кг? Дополни 600 г до 1 кг; 420 г до 500г; 280 г до 300г; 540 г до 600 г. -Сколько грамм в 1 кг?
|
- Выполняют № 2.
- 1000 г. 600 г + 400 г = 1000 г = 1 кг 420 г + 80 г = 500 г 280 г + 20 г = 300 г 540 г + 60 г = 600 г. |
Р: осуществление итогового контроля Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
||||
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: объяснение. Практический: решение примеров. Наглядный: презентация.
|
5 мин |
- Сейчас поработаем самостоятельно. Крабу срочно нужно сверить расчёты с бортовым журналом. Возьмите карточку № 2.
- Сверьте с доской правильность ваших решений. У кого нет ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3?
|
- Самостоятельно выполняют №
- Проверка по эталону.
|
Р: осуществление итогового контроля |
||||
|
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа, объяснение. Практический: решение задачи. Наглядный: презентация. Работа с книгой: чтение и изучение.
|
9 мин. |
Работа над геометрическим материалом -Перед нами остров . Форму какой геометрической формы он напоминает? Занесём данные о нём в бортовой журнал. (Начерти квадрат со стороной 4 см . Найди его периметр и площадь.) -Давайте высадимся на остров и познакомимся с его жителями. - Прочитайте задачу № 3 в учебнике на стр. 69. За неделю краеведческий музей посетили 3 первых класса, по 24 человека в каждом, и два вторых класса, по 28 человек в каждом. На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников? - О ком говорится в задаче?
- Что о них говорится? - Что известно о количестве первоклассников? - Что известно о количестве второклассников? - Что нужно узнать в задаче? - Кто сможет выйти и составить краткую запись к задаче? Первоклассники-?, 3 кл. по 24 чел. На ? ˃ Второклассники-?, 2 кл. по 28 чел.
- Кто не согласен? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Как это узнать? - Как узнать, на сколько одно число больше другого? - Кто сможет выйти и написать решение? Остальные самостоятельно в тетрадях. - Сверьте свое решение с решение на доске. У кого по-другому? - Молодцы, ребята! |
Чертят квадрат, ищут периметр и площадь. Р=4*4=16 см S= 4*4= 16 см²
Читают задачу.
- О первоклассниках и второклассниках. - Они посетили музей. - 3 класса по 24 человека. - 2 класса по 28 человек.
- На сколько больше было первоклассников, чем второклассников.
- Нет, так как не знаем, сколько было первоклассников и сколько второклассников. - Умножением. Из большего числа вычесть меньшее. Решают задачу.
- Проверяют. |
Р: осуществление итогового контроля;
Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения. |
||||
|
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: беседа, объяснение.
|
3 мин. |
- Запишите домашнее задание: - Какую цель ставили в начале урока? Если осталось время, работа в бортовом журнале. Доп. задание. - Мы достигли этой цели? - С каким вычислительным приемом мы познакомились на уроке? Учитель оценивает детей за работу на уроке. Дом. задание. Краб благодарит вас за путешествие и просит взять в руки батарейки - У вас на столе есть батарейки. Раскрасьте её полностью, если вам понравился урок. Раскрасьте наполовину, если урок понравился и что-то не получилось. И оставьте батарейку пустой, если ничего не понравилось и ничего не получилось /data/files/g1711512366.pptx (Рабочая тетрадь (бортовой журнал))/data/files/g1711512448.docx (Раздаточный материал к уроку) |
- Записывают домашнее задание. - Научиться применять приемы устных вычислений вида. 260+310, 620-200. - Да. - Сложение, вычитание по частям.
- Оценивают свою деятельность. |
Р: анализирование собственной работы. |