Урок по теме: "Стресс и его влияние на человека"
Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.
Задачи:
Дать понятие стресса и указать его последствия.
Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.
Дата проведения : 18.03.14
Место проведения :СОШ № 1 г.Ейск каб.№11
Класс: 7 «А», «Б», «В»
Учитель: Еременко Марина Григорьевна
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА
I. Повторение изученного материала
Вступительное слово учителя:
– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.
Вопросы:
1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?
Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?
II. Изучение нового материала (объявление темы урока)
Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.
1. Понятие стресса
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.
2. Стрессоры (слайд)
Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма
Физические
1. Холод |
Психические
1. Конфликтные |
3. Фазы стресса (слайд)
а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.
Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)
III. Тест: «Мой уровень стресса»
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:
Писал контрольную в школе
Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед классом
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Сложи количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок:
от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
от 6 до 10 – средний уровень стресса;
от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?
– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
(слайд выводится на экран)
Способы борьбы со стрессом
Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
Поддержка близких.
Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
Занимайся физкультурой и спортом.
Правильно питайся, соблюдай режим дня.
Радуйся жизни.
Помни, мы сильны, когда верим в себя.
V. Закрепление
– Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)
VI. Обобщение. Подведение итогов.
– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.
VII. Домашнее задание .
Повторить пройденный материал .