Урок биологии «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека
В декабре 1990 г. в Санкт-Петербурге проходила Международная конференция на тему «Здоровый образ жизни». В ней приняли участие ведущие специалисты стран Европы, США и Канады. Одна из ведущих проблем конференции — Здоровый образ жизни — задача государства и общества. Ученых крупнейших стран нашей планеты собрала вместе общая забота о сохранении здоровья населения Земли, а также угроза здоровью будущих поколений землян. Под влиянием научно-технической революции, интернационализации производства вся общественная жизнь в настоящее время достигла небывалых масштабов. Это придает глобальный характер многим проблемам: например, загрязнение окружающей среды, усиление алкоголизма, наркомании, токсикомании и, наконец, распространение по всем регионам Земли чумы XX в. — СПИДа, который представляет реальную угрозу для всего человечества. Поэтому сейчас нужны усилия всех стран в выработке программы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — понятие многоплановое. Сюда входит и социальная программа нашего, государства, направленная на улучшение условий жизни народов нашей страны, и информационно-просветительная работа с различными группами населения по программе здорового образа жизни.
Важнейшим разделом программы является профилактика наркологических заболеваний: алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения, а также профилактики СПИДа.
Трудовая активность человека зависит от того:
насколько интересной, актуальной и значительной представляется человеку его трудовая деятельность;
как оплачивается труд;
насколько труд соответствует знаниям й способностям человека насколько он его удовлетворяет в целом:
насколько престижна конкретная трудовая деятельность. Характер труда и квалификация работников оказывают непосредственное влияние и на отношение человека к труду.
Здоровый образ жизни воспитывает человека, формирует его личностные качества, и одним из важнейших является формирование отношения человека к трудовой деятельности, которое во многом зависит от условий труда. Среди условий главное место занимают санитарно-гигиенические условия, так как от них зависит состояние здоровья людей, масштабы профессиональных заболеваний. Санитарно-гигиенические условия непосредственно влияют и на производительность труда.
В связи с этим возникают важные социальные проблемы — сохранение здоровья человека в условиях его напряженной производственной деятельности и защита от непрерывных эмоциональных перегрузок, ведущих к различным заболеваниям. В условиях длительного напряжения, вызванного ускорением трудового ритма, затрудняется нормальное взаимодействие различных функциональных систем организма человека, что приводит к нарушению внутренних механизмов саморегуляции. Поэтому одним из важнейших условий здорового образа жизни человека является создание системы мер социальной защиты и отдыха, в результате которых в интервалах между напряженной производительной деятельностью, а также до и после работы механизмы внутренней само регуляции человека могут быть восстановлены с помощью специальных оздоровительных мероприятий: активного отдыха, культурного досуга, гигиенических мероприятий, регуляции питания, развития «поведенческой» медицины (точечный массаж, самомассаж, бесконтактный массаж, аутотренинг, рефлексотерапия, специальная гимнастика, водные процедуры, диета и т.д.
Реализуя на практике здоровый образ жизни, направленный на укрепление здоровья человека и совершенствование его природы, следует помнить о том, что естественные силы нашей природы — воздух, вода и солнечные лучи — были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания организма человека.
Подумайте и ответьте. 1. Что вы понимаете под здоровым образом жизни?. 2. Какое влияние оказывает здоровый образ жизни на природу . человека? 3, Какие основные условия определяют понятие «здоровый образ жизни»? 4. Каково значение трудовой деятельности человека?, 5, Ка кое влияние оказывают активная трудовая деятельность и активный отдых на природу человека?
Объясните значение терминов: здоровый образ жизни, трудовая активность, условия труда, санитарно-гигиенические условия труда, социальная защита человека, «поведенческая» медицина.
Правила здорового образа жизни
Вводный инструктаж по охране труда
Презентация программы Социального Обеспечения и Социальной Защиты
Профилактика заболеваний. Поведенческая медицина и ее применение
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html