Конспект урока по окружающему миру на тему «Екатерина Великая» (4 класс)
муниципальное образовательное учреждение
«Горловская средняя общеобразовательная школа» МО – Скопинский муниципальный район, Рязанская область.
Учитель начальных классов
Прилепина Лариса Викторовна.
2024 г.
Тема: Екатерина Великая
Цель: Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
Задачи урока: учить характеризовать период правления Екатерины Великой;
познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В. Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым;
развивать способность к критическому мышлению, способствовать развитию смысловой памяти;
развивать коммуникативные умения;
воспитывать уважение к прошлому родной страны.
В области формирвания УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли соответствующие возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с личностью Екатерины Великой, ее ролью в истории России, научить определять свою отношение к жизни общества в 18 веке, называть основные особенности эпохи,
Личностные: научить выражать собственное мнение, анализировать и характеризовать чувства окружающих, воспитывать любовь и интерес к России, к ее культурно-историческому наследию.
Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить логические рассуждения, действовать по предложенному плану, оценивать результат своих действий, развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
- нетбуки
- презентация к уроку
- индивидуальные карточки
- портрет Екатерины
- кроссворд
- видеофильм «Награды А.В.Суворова»
- сообщения детей
Ход урока
1. Организационный момент (слайд – 1)
Прошли года, века сменились.
Правители, Россия изменилась.
Век — Золотой, Екатерины мы листаем,
И наш урок о ней мы начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к доске карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе).
Экспресс-тест по теме: «Пётр I. Реформы в Российском государстве".
В начале 18 века при Петре I был создан первый русский флот, ставший одним из сильнейших в Европе.
Петром I была создана армия, которая одержала победы на суше и на море.
1721 год – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться уже Российской империей.
В 1703 был заложен в устье реки Невы город, который стал столицей государства.
В допетровской России Новый год встречали 1 сентября.
Первый печатный станок был создан при Петре I.
Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».
Заставил мужчин брить бороды.
Издал указ «О дураках» - запретил дворянам жениться, не получив образование.
Проверка по эталону.
3. Определение темы и цели урока.
-Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем сегодня на уроке. А поможет нам в этом кроссворд, составленный Лизой Новожиловой.
|
|
|
|
|
1. у |
ч |
е |
н |
ы |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.д |
я |
ь |
ч |
о |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.а |
к |
а |
д |
е |
м |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
4.п |
е |
т |
е |
р |
б |
у |
р |
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
м |
е |
д |
а |
л |
ь |
|
|
|
|
|
6.х |
о |
л |
м |
о |
г |
о |
р |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.г |
р |
а |
м |
м |
а |
т |
и |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.у |
н |
и |
в |
е |
р |
с |
и |
т |
е |
т |
|
|
|
|
|
|
9.ч |
а |
й |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
Кем односельчане считали М.В.Ломоносова?
Кто был первым учителем Ломоносова?
Куда удалось поступить, назвавшим себя сыном холмогорского дворянина?
В какой город был отправлен Ломоносов в 1735 году, как один из лучших учеников?
Что присуждается российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Неподалеку, от какого города родился М.В.Ломоносов?
Первая учебная не церковная книга Ломоносова?
Какое заведение, носящее имя Ломоносова было открыто в 1755 году?
Как односельчане прозвали судно Ломоносова за отличные мореходные качества?
- Какое слово в кроссворде получилось выделенным? (Екатерина)
-Правильно! Значит сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел Петра Великого.
4. Работа над новой темой.
Тема урока: «Екатерина Великая»
(слайд-2)
Постановка цели урока:
Задачи:
а) Слово учителя /работа с использованием презентации/
(слайды 3-8)
После Петра 1 в России царствовала Екатерина II . Полное имя императрицы Екатерины II до её приезда в Россию и принятия православия было София Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов - герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился её независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
Не удивительно, что ещё в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса слышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744г. Екатерина с матерью была вызвана в Россию, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали её мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.
В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты.
В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого.
По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем, Екатерина была очень тщеславна и более всего дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Отношения между супругами с самого начала не сложились – слишком разными они были людьми. Екатерина в пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны.
После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Что же досталось ей в наследство от мужа? Екатерина писала:
«Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке. Правосудие продаётся с торгу».
В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».
Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?»
Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.
Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?
б) Работа по учебнику: прочитать текст учебника «Путешествие в Петербург»
(слайд-9)
- какие изменения произошли в Петербурге в период правления Екатерины II?
(фронтальный опрос учащихся)
( слайды 10-17) работа по презентации
Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела.
При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.
Главная парадная лестница дворца называется «Посольской», а парадный подъезд - «Иорданским».
«Посольская» – по этой лестнице входили послы иностранных государств.
Иорданский подъезд назван так, потому что в Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.
- А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж)
Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2 700 000 выставочных экспонатов. Если вы захотите рассмотреть их, затрачивая на каждый не более 10 сек, то вам понадобится более 300 суток.
Учитель:
1. Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».
2. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 миллионов).
3. Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.
4. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картофель - прижился в стране благодаря заботам императрицы.
.
в) Исследовательская работа/работа по группам/
Прочитать письмо одного из морских офицеров времён правления Екатерины Великой и обсудить: какие изменения произошли в России? Что ещё сделала она на благо России?
Милая и бесценная моя матушка!
Ваше письмо доставило мне большую радость. Находясь далеко от Вас, на полуострове Крым, сообщаю, что я в добром здравии. Известно ли вам о том, что 8 апреля 1783 года государыня-матушка издала указ о включении в состав России Крыма. Много земель присоединилось к нашей державе за годы царствования Екатерины II. Теперь вот и Крым наш. На юго-западе порта уже началось строительство города и военного порта (Севастополя), где и предстоит мне служить. На сем радостном событии заканчиваю. Прощайте, милый добрый друг. Да сохранит Вас наш божественный спаситель и его пресвятая матерь под святым и могущественным покровом. 3 июня 1783 г.
/подтверждение ответов цитатами письма/
Учитель: Действительно, 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь
Присоединила Крым, основала город Севастополь
(слайд 18-19)
Укрепилось положение на Черноморском побережье
Появились народные училища (на обучение детей не дворянского происхождения)
Открыт воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков
На главной площади возник памятник «Медный всадник»
Нева оделась в каменные набережные
строились каменные и чугунные мосты
был возведён Зимний дворец
Пополнялась казна
Развивалась торговля
Развивалась медицина, наука (она первая сделала своему сыну и себе прививку от страшной оспы)
Физкультминутка
(слайд 20)
5. Продолжение работы над новой темой.
1) Жизнь дворян и крепостных при правлении Екатерины II.
- Как жили дворяне и крепостные?
(Давайте узнаем из сносок учебника с.107, кто такие дворяне и кого мы называем крестьянами?)
(слайд 21-23)
Учитель. Впервые же годы правления Екатерины II, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы. Они получили гарантии неприкосновенности своих земель. Теперь уже император не мог отобрать у помещика землю за плохую службу. Позднее дворян освободили от телесных наказаний и от уплаты налогов в государственную казну.
И в то же время крестьян оставили в крепостной зависимости, то есть они не могли уйти от своих помещиков и обязаны были на них работать.
3) Создание проблемной ситуации.
- Как вы считаете, что надо было сделать, чтобы восторжествовала справедливость? (Мнения детей)
4) Исценировка «Крестьянин и помещик».
5) Верные помощники Екатерины Великой в годы её правления.
(работа по группам)
А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой.
У Екатерины Великой было много преданных и знаменитых помощников, но сегодня на уроке мы поговорим лишь о двух великих людях.
(слайд 24)
Гиперссылка
Расскажет об Александре Суворове и о Федоре Ушакове (Казакова Наталия, Кольцов Иван)
Слушая Наташу и Ваню, вы должны заполнить карточки, которые у вас лежат на столе. Будьте внимательны!
А.В.Суворов:
Год рождения Суворова (1729)
Год, взятия крепости Измаила (1790)
Количество лет, посвящённых военной деятельности (50)
Является победителем скольких воин?(7)
Сколько сражений выиграл? (60)
С кем сражался Суворов?
Воинский чин (генералиссимус)
Год смерти (1800)
Ф.Ф.Ушаков.
Год рождения (1744)
Какое новшество было введено им в военное морское дело? (тактика парусного флота)
Количество великих побед на море? (3)
С кем сражался Ушаков?
Воинское звание (адмирал)
Год смерти (1817)
Назовите личные качества этих военачальников (с.108)
( Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине).
Один из них генералиссимус, а другой – адмирал.
Проверка ответов учащихся.
(Слайд 25-26)
6) Просмотр видеофильма о наградах А.В.Суворова.
(слайд 27)
6. Вывод. Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».
В честь неё в г. Санкт-Петербурге установлен памятник Екатерине Великой.
(слайд 29)
7.Работа с нетбуками в парах
(слайд 30)
Тестирование по теме «Екатерина Великая» (заполнение таблицы)
На все ли вопросы мы смогли дать ответы?
Вопросы:
- Кто стал продолжателем Петра I?
- Сколько лет царствовала Екатерина II?
- Как стали ее называть?
- Чем отличалась Екатерина? (трудолюбием и острым умом)
- Какой редкий дар был у Екатерины? (выбирать помощников и советников)
8.Рефлексия урока:
(слайд 31)
Подошел к концу урок наш славный.
Всех хочу поблагодарить сейчас.
За доклад, что сделал
Каждый, ну а самое главное,
Что стремились поработать все подчас.
Прославляли мы Екатерину.
Как жилось в России дорогой.
Что она в правленье возводила.
Что вершила в век свой золотой.
Подытожим мы итог:
Вы ответьте мне сейчас;
Что понравилось у нас?
9.Домашнее задание
Стр. 105 – 110.
Ответить на вопросы на стр. 110 – 111; подготовить дополнительный материал о взятии крепости Измаил.
Фёдор Фёдорович Ушаков, великий русский флотоводец и адмирал родился 24 февраля 1744 года в селе Бурнаково Ярославской области в обеднённой дворянской семье. Этот гениальный морской командир не потерял за весь период руководства Средиземноморским флотом ни одного судна и не сдал в плен ни одного моряка. Этот бесстрашный мужественный и талантливый полководец одержал множество побед над турками и французами. В историю морских сражений вошли 3 самые крупные битвы. Ушаков ввёл новую тактику парусного судна. У него имелось множество наград, орденов, званий, памятных подарков. В 1799 году ему было присвоено высшее морское воинское звание адмирал. Умер Ф.Ф.Ушаков в 1817году. В честь него открыта в городе Санкт-Петербурге морская академия имени Ф.Ф.Ушакова.
В.Суворов родился в семье военного в1730 году. Родился он очень слабым, но его никогда не покидала мечта быть военным, а для этого он с ранних лет закалял свой организм. И его мечты сбылись. Служить он начал рядовым солдатом, а закончил в чине генералиссимуса. Он смело сражался с турками и французами, выиграл 60 сражений и вышел победителем 7 воин. Александр Васильевич смело взял крепость Измаил в 1790 году. Суворов прожил чуть больше 70 лет, 50 из них отдал армии. Умер Суворов в 1800 году. В честь него открыто военное суворовское училище.