Технологическая карта урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (2 класс)
Технологическая карта урока по предмету « Речь и альтернативная коммуникация» в 21 классе.
Количество обучающихся в классе: 5 человек с диагнозом УО (интеллектуальными нарушениями) (1-2 вариант)
Тема урока: Понимание слов, обозначающих предмет (животные).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока: «Понимание слов, обозначающих предмет (животные)»
Предметные задачи: иметь представление о животных; понимать слова, обозначающих животных, называть слова; умение рассматривать, называть и узнавать объекты живой природы. Способствовать формированию умения установления связи «изображение предмета - обозначение предмета словом», овладение навыком глобального чтения, расширение пассивного и активного словаря
Базовые учебные действия (БУД)
Познавательные: различать животных на картинках, соотносить слово с картинкой на слух, работать с несложной по содержанию информацией (узнавать изображение, понимать устное высказывание).
Регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми конструкциями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания приемлемым способом. Соблюдать правило очередности выполнения учебных заданий среди группы обучающихся
Коммуникативные:поддерживать контакт во время урока; умение понимать обращенную речь учителя; правильно реагировать на просьбы учителя; вступать в диалог, используя вербальные и невербальные средства общения.
Личностные:формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, развивать умение слушать и слышать учителя.
Планируемые результаты: учащиеся будут различать слова, обозначающих животных.
Оборудование: иллюстрации по теме урока, карточки дополнительной коммуникации, рабочие листы.
Формы и методы обучения: групповой и индивидуальный метод обучения.
По способу передачи знаний: частично-поисковый.
Ход урока
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | БУД | Оборудование | |
1 вариант | 2 вариант | ||||
Орг. момент (звонок в колокольчик, обозначение смены деятельности «перемена-урок») Создать благоприятный психологический настрой на работу. Актуализировать уже имеющиеся знания. | - Перемена закончилась, начинается урок. - Сейчас урок «Речь и альтернативной коммуникация», у девочек урок чтения. - Что мы сегодня будем делать на уроке: читать, разговаривать, выполнять задания и запоминать слова. За каждое правильное задание будете получать смайлики. Какое у вас сейчас настроение? | Слушают учителя, готовятся к уроку. | Слушают учителя, готовятся к уроку, | Личностные: развитие умения слушать и слышать учителя, развитие умения настраиваться на учебную деятельность. Коммуникативные: использовать принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем. Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения. | Флажки»Хорошее настроение» и «Плохое настроение» |
Повторение пройденного. Установление правильности и осознанности изучаемой темы, коррекция выявленных затруднений, закрепление способов действий. | Для того, чтобы у нас урок прошёл отлично, давайте немного подготовимся. Артикуляционная гимнастика. А, О, У, М, С, Х, надуть щеки, улыбнуться. Вначале медленно, потом быстрее. Речевая разминка. | Работают устно. Выполняют гимнастику. Читают простые слова. сок сон мак май лук луна | Выполняют гимнастику. Читают слоги с карточки. му-ум муха хо-ох ухо са-ас сама Лиза показывает буквы. | Личностные: вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе (вербально,не вербально); Коммуникативные: сотрудничество и взаимодействие друг с другом, с педагогом; Регулятивные: произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; участвовать в деятельности. | Карточки с изображением букв, слогов и слов. Иллюстрации транспорта. |
Мы с вами проходили тему «Транспорт». Задание: соотнести слова и картинку на доске. Транспорт: поезд, лодка, самолет, велосипед, машина, грузовик, автобус. | Читают слова, соотносят картинку. | По прочитанному слову- показывают картинку. | | ||
Целеполагание и мотивация. Активизация познавательной мотивации, принятие детьми цели занятия. | Чтобы определить, о чем мы сегодня будем говорить, вы должны угадать. Волшебный мешочек. На ощупь определяют животное. Кого вы определили? Кто это? Как можно сказать общим словом? (животное) О ком мы сегодня будем говорить? Работа по карточкам? Кто это? Учитель показывает карточку с животным, дети называют. | Устные ответы Полина и Римма называют. Составляют предложения. | Показывают жестами, звукоподражание, кто может-словами. Лиза – с помощью глобального чтения. Дамир и Женя с помощью учителя называют, Лиза показывает карточку. | Личностные: включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах Регулятивные: работать с карточками; участвовать в учебной деятельности. Познавательные: проводят сравнение изучаемых предметов, выполняют действия по алгоритму. | Инд.карточки , изображения . Мешочек с фигурками животных. |
Физминутка Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью. | (В зависимости от состояния учащихся физминутка может быть проведена раньше.) | Учащиеся повторяют движения. | Учащиеся повторяют движения. | Регулятивные: умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя. | |
Основная часть. Работа с карточками Установление правильности и осознанности изучаемой темы, коррекция выявленных затруднений. | Итак, мы с вами будем разговаривать о животных. Задание №1. Животные можно разделить на 2 группы. На доске 2 изображения: фермы и леса и надпись (дикие и домашние) Разделить животных по группам. | Работают устно. Отвечают. | Работают устно, Лиза с помощью карточек со словами. Выходят к доске и распределяют изображения животных. | Личностные: развивать самостоятельность во время выполнения заданий на уроке (выходить к доске). Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя и друг друга, выполнять задание согласно инструкции. Регулятивные: выполнять задания учителя, ориентироваться в пространстве класса, выходить к доске и возвращаться на свое место Познавательные:различать животных на картинке, различать изображение на картинке и соотносить его устно со словом. | Изображения фермы и леса. Иллюстрации животных. |
Основная часть (закрепление) Самостоятель-ная работа. Установление правильности и осознанности изучаемой темы, коррекция выявленных затруднений, закрепление способов действий. | - Урок продолжается. (Учитель напоминает правила поведения на уроке) А теперь мы с вами выполним различные задания. 1.На карточках у 1 варианта предложения со словами. Они читают, а ребята 2 варианта в зашумленных изображениях ищут того зверька, про которого прочитали девочки. Самостоятельная работа. Определить животное. Учитель произносит слово, дети 2 варианта раскрашивают изображение, 1 вариант ищут слово-название животного. | Задание на карточках. Ищут слово на карточке. | Задание на карточках (выполняют с помощью учителя). Показывают изображение. | Регулятивные: умение выполнять задание по инструкции педагога, умение ждать своей очереди, совершенствовать мелкую моторику. Коммуникативные: понимать инструкции педагога и уметь работать по инструкции с минимальной помощью и поддержкой со стороны педагога. Личностные: умение слушать и выполнять инструкции педагога, развитие самостоятельности при выполнении задания. Познавательные: узнавать на картинке животных и названия животных, умение логически мыслить | Карточки дополнительной коммуникации. Карточки для самостоятельной работы. |
Итог урока Мониторинг процесса качества и уровня усвоения знаний, способов действий. Закрепить изученные представления. | Что мы сегодня изучали на уроке? Мы добились цели урока7 Вы запомнили названия животных? | Отвечают устно. | Отвечают с помощью карточек. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные: отвечать на вопрос учителя доступными средствами коммуникации.. | Карточки по теме урока. |
Рефлексия Дать дифференцированную оценку работы учащихся и всего класса. | Оценка работы и поведения на уроке. Учитель отмечает работу каждого ученика на уроке. Подсчитывается количество смайликов. Рефлексия | Отвечают устно. | Отвечают да-нет. | Познавательные: делать выводы. Регулятивные: учить определять степень успешности своего поведения. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя. Личностные: оценивать свою деятельность, оценивать работу одноклассников | Карточки дополнительной коммуникации. |
Ковалева Галина Валентиновна
Пестовская Елена Владимировна