Конспект урока по русскому языку «Однородные члены предложения» (4 класс)
Урок русского языка 4 класс
Тема: Однородные члены предложения
Задачи:
- Научить распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них,
- содействовать осознанию ценности изучаемого материала;
- развивать умения решать проблемные ситуации, делать выводы;
- формировать способности к применению знаний на практике;
- развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся;
- воспитывать сотрудничество, ответственность.
Оборудование: проектор, компьютеры для работы в группах, листы для самооценки, учебник, карточки с заданиями
Организационный момент
Заполнение «Листа самооценки»
Хочу получить –
Получил за урок –
Работа в группах
Задание: собрав пазлы, узнаете тему нашего урока.
(каждая группа собирает свою букву, в итоге получается слово «СИНТАКСИС»
На партах у вас лежат бланки, заполните их
Цели:_____________________________________
1.Повторить_______________________________
2.Вспомнить_______________________________
3.Развивать________________________________
4.Воспитывать______________________________
Итак, цели сформулированы, переходим к заданию.
На доске: ПОСЛЕДНИЙ, САД, ДЕНЬКИ, ЛИСТЬЯ, СУХИЕ, ОБЛЕТАЮТ, АЛЛЕЯ
Придумайте и выполните два задания с данными словами. Задания должны быть по теме нашего урока. Проверка.
Мозговой штурм ( группе слов, см. выше)
Назовите слово, которое нельзя переносить.
Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков
Букв меньше, чем звуков
Назовите существительные, посчитайте прилагательные, глаголы
Выполните синтаксический разбор предложения
Составьте ( ОЧП).
А что такое ОЧП? (не знают, поэтому затрудняются ответить)
Работа в группах
Класс делится на группы А,В,С
А –сильная
В – средняя
С – слабая
Задание: на рабочем столе ваших компьютеров найдите текст об однородных членах предложения и выбрав главную информацию, составьте определение. Составьте схемы постановки запятых в предложениях с ОЧП
Сказка об однородных членах предложения.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.
Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.
С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены.
Группа А работает самостоятельно
Группа В работает с консультантами ( ученики 8 класса отвечают на вопросы детей, если они возникнут)
Группа С работает с консультантами ( ученики 8 класса, но их задача - научить находить ОЧП, помочь составить определение)
Проверка: группы вывешивают свои постеры, защита.
5. Закрепление.
Возьмите листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте «плюс», если запятая не нужна, поставьте «минус»
Многие горные хребты Алатау покрыты вечным снегом и ледниками.
По берегам горных рек видны сосны и кедры.
Свистнул паровоз, загудел, загрохотал.
Антон бросился к берегу и сел в лодку.
Мы очень спешили к отправлению поезда.
До Алматы много дач и парков.
При взлете вертолет не разгоняется по земле., а сразу поднимается вверх.
Высокий рост, длинная шея позволяет верблюду далеко видеть в пустыне.
Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.
Проверка результатов работы. Оценивание
Заполнение листов самооценки.
6 .Рефлексия
Учащиеся оценивают свою работу «Лесенка успеха» при помощи букв
Красный – мне на уроке ничего не понятно
Оранжевый - было интересно
Зеленый – хочу еще многое узнать Наклеивают свои стикеры на «Дерево успеха»
7. Итог урока.
Использованная литература:
- Веселая грамматика В.Волина – М.:Знание, 1995
- http://festival.1september.ru