12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старикова Татьяна Викторовна33
0

Урок «Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения»

Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования знаний уч-ся об однородных членах предложения, их признаках, умения находить однородные члены предложения в предложении

Планируемые результаты:

Предметные – выделяют однородные члены предложения, определяют признаки однородных членов, строят схемы предложений с однородными членами

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение.

Регулятивные – ставят учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия. Урок сегодня начнем с орфографической минутки.

2. Орфографическая минутка

- На доске записаны два предложения. Прочитайте.

Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов.

В городах, селах, маленьких деревушках выросли памятники героям Великой Отечественной войны.

- Какова тема этих предложений?

в этих предложениях говорится о памяти героев Великой Отечественной войны.

- Найдите в предложениях слова:

а) с проверяемой гласной в корне и объясните их написание;

б) с непроверяемой гласной в корне;

в) с чередующейся гласной в корне и сформулируйте правило.

Ученики называют слова с проверяемой гласной в корне и проверочные к ним слова, объясняют написание слов с непроверяемой гласной, формулируют правило правописания корня -раст- / -рос-.

 

- Молодцы! Вы неплохо включились в учебную деятельность и хорошо справились со всеми заданиями. Зачем нам необходима на уроках русского языка орфографическая разминка? Кто сегодня затруднялся при выполнении заданий разминки? Напоминаю, что задания такого типа могут быть на экзамене в 9 классе.

3. Стадия вызова.

-Мы с вами продолжаем изучать синтаксис простого предложения. Что общего в этих предложениях с точки зрения синтаксиса? (оба предложения простые, осложнены однородными членами) Чем отличаются? (В 1-м предложении однородные члены связаны при помощи перечислительной интонации и союза; во 2-м – при помощи перечислительной интонации, без союза

-Сформулируйте тему нашего урока.

Формулирование цели

-Эта тема изучалась в 5 классе. Материал для вас знаком. Подумайте, почему в 8 классе мы снова возвращаемся к ней, сформулируйте цели урока (повторить и обобщить то, что знаем об однородных членах, узнать что-то новое об однородных членах предложения, что нам пригодится в дальнейшем)

-Действительно, цель урока – закрепить ваши знания об однородных членах предложения и их признаках, углубить эти знания.

Как будем работать? Я предлагаю два уже известных вам варианта начала работы: составляем кластер или начинаем вести бортовой журнал. Что выбираем?

Прием «Бортовой журнал»

- Работаем в группе. Заполним левую колонку нашего журнала. С какой целью мы будем выполнять эту работу? Запишите, что вам известно об однородных членах предложения.

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал об однородных членах

   
   
   
   
   

(Учащиеся заполняют левую колонку).

-Левая колонка заполнена. Много ли мы знаем об однородных членах? (слайд)

- однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

- Однор. члены относятся к одному и тому же члену предложения,

- являются словами одной части речи;

- выполняют одинаковую синтаксическую функцию;

- при однородных членах при отсутствии союза ставится запятая;

- произносятся с перечислительной интонацией;

- равноправны (соединены сочинительной связью);

- запятая между однородными членами ставится, если их связывает неповторяющийся союз

- Как работаем дальше? (поработать с предложениями, в которых есть однородные члены) (необходимо обратиться к практике)

Закрепление.

- На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Прочитайте.

1.У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. 2. Он стоял, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце невидящими глазами.

3.И все молчали. 4. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал.

5.Молчали подростки и женщины, бросившие работу невдалеке. 6. И охрана тоже молчала. 7.Все смотрели на эту строгую и неподвижную фигуру.

8. И вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, неожиданно

вскинул руку к козырьку. 9.Солдаты вытянулись и замерли. 10.А русский солдат неторопливо, с достоинством шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел. 11.Он был выше славы, выше жизни, выше смерти.12. В голос завыли бабы, падая в не нагретую солнцем землю. 13.Рыдая, кланялись они до земли последнему защитнику непокоренной крепости. (По Б.Васильеву.)

- О чем этот текст? Какова его основная мысль? Мы снова обратились к теме Великой Отечественной войны. С какой целью автор повторяет несколько раз глагол «молчали»?

Для того, чтобы наша работа на уроке плодотворной, результативной, работаем дальше в группах по предложенному плану. Ребята 1 группы работают с 1 абзацем текста, 2 гр. – со вторым абзацем, 3гр. – с третьим абзацем. В группе обсудите ответы на все вопросы. Взаимопомощь здесь просто необходима и позволит вашей команде достичь хороших результатов.

Задания:

1. Найти в указанном абзаце предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены как члены предложения

2. Прочитать любое предложение с однородными членами выразительно.

3. Назвать признаки однородных членов, характерные для данного предложения.

IV. Стадия осмысления.

- Сформулируйте ещё раз цель нашего урока.

Ученики проговаривают цель урока.

- Итак, мы повторили и закрепили на практике полученные в 5 классе знания.

Создание проблемной ситуации.

А сейчас я побывать в роли исследователей.

Найдите в написанных на слайде предложениях однородные члены.

Я бродяга и страстно люблю жизнь

Одевается он отлично и со вкусом.

С каким новым признаком однородности встретились мы в этих предложениях? (однородные члены могут выражаться словами разных частей речи, главное, чтобы они отвечали на один вопрос) . С другими признаками однородности вы познакомитесь, работая с учебником теории.

Прием «Инсерт».

- Откройте учебник В.В.Бабайцевой, стр 331, § 204. Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял. Новое вносите в бортовой журнал.

Учащиеся самостоятельно читают текст, делают отметки на полях и записи в бортовом журнале.

После прочтения текста беседа.

- Какие новые сведения вы отметили для себя? Всё ли понятно? Какие появились вопросы?

Закрепить новые знания нам поможет текст, с которым вы работали. Перечитайте предложения № 1, 10. Примените полученные знания об однородных членах. Какими частями речи выражаются однородные члены в данных предложениях? На примере предложений № 5, 9, 10 закрепим понятие распространенные и нераспространенные однородные члены. Какими второстепенными членами распространены однородные сказуемые в предложении 10? Сколько рядов однородных членов в 10 предложении?

Учитель: Сопоставьте левую и правую части журнала и оцените, насколько возросли ваши знания по изучаемой теме.

- Что необходимо сделать, чтобы полученные сегодня знания о признаках однородности стали прочными? (закрепить на практике)

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

(предложения на слайде и на распечатанных листах у ребят)

По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.

Мастер внимательно и придирчиво осматривал станок и беседовал с токарем и его учеником

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами

Олень двигался неторопливо,  с достоинством.

- Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

V. Стадия рефлексии.

- Вернемся к началу урока. Какова была наша цель, достигли ли мы её? Каким способом? Что вызвало особые затруднения?

Ученики снова формулируют цель урока и высказывают свое мнение о ее реализации.

Прием «Толстый и тонкий вопросы».

- Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, оставьте 2-3 тонких и толстых вопроса, связанных с темой урока. Затем обсудите свои вопросы с соседом по парте и выберите наиболее интересные, чтобы задать их классу.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Закончите устно написанные на слайде предложения.

- У меня сегодня получилось..

- Я узнал, что…

- Мне удалось…

- Я думаю, что завтра на уроке…..

- Я еще испытываю трудности при … Дома мне предстоит еще поработать над….

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.