Конспект урока русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения»

3
0
Материал опубликован 7 December 2019

Ханина Галина Артамоновна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Тверской лицей»

 

 

Раздел: Синтаксис и пунктуация.

Тема: Однородные члены предложения

Базовый учебник Русский язык 5 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч

Тип урока: комбинированный

Цели:

обучающая: повторить правила правописания проверяемых гласных и согласных в корне слова, признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах, дать понятие о схемах предложений с однородными членами;

развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, структурировать материал, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, работать с источниками информации; способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся;

воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе (на основе текстов), стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; проявлять чувство взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1. Мотивация

Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. Словарно-морфемная работа: составление словообразовательных цепочек с использованием этимологических справок. Слайд №

 

Готовятся к работе.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Составляют словообразовательные цепочки.

5

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос учащихся.

- Что вы уже знаете о предложениях?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какие вы знаете предложения по интонации?

- Какие предложения по наличию второстепенных членов?

-Что вы знаете о строении предложения?

Сегодня мы узнаем новое о строении предложения. (использование опорных таблиц) (Слайды №4-5)

Работают в тетрадях. Ответы уч-ся на вопросы при фронтальном опросе.

-По цели высказывания предложения: побудительные, вопросительные, повествовательные.

- По интонации: восклицательные, невосклицательные.

- По наличию второстепенных членов: распространѐнные, нераспространѐнные.

-Предложение состоит из основы и второстепенных членов.

5

3. Постановка учебной задачи

 

Создание ситуации для постановки учебной задачи. Упр.200

-Прочитайте текст. Решите орфографические задачи.

 

Работа над текстом:

- решение орфографических задач;

- редактирование текста.

- проверка отредактированного текста

5

4.Формирование новых знаний

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах. Даёт инструкцию.

Просит записать тему урока.

Создаёт ситуацию успеха.

- Подчеркните основу в предложениях.

- Что нового вы заметили в строении предложения?

- Вы знаете, как называются такие предложения?

- Сведения о таких предложениях есть в учебнике стр. 91-92 (использование опорных таблиц)

- Как называются предложения, в которых несколько подлежащих, сказуемых?

- О каких признаках однородных членов предложения вы узнали?

Предлагает прочитать текст на стр. 93. Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.

 

Запись предложений из текста в тетрадь.

Выделение основы в предложениях. Наблюдения за строением предложения (несколько подлежащих, сказуемых)

Чтение вывода в учебнике, акцентирование внимания на признаки однородных членов предложения.

Нахождение в тексте предложений с однородными членами, используя признаки однородных членов: отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним и тем же словом

10

5.Первичное закрепление.

Работа в парах.

 

Предлагает задание для работы в парах. Текст на карточке. Прочитать текст, решить орфографические задачи. Выписать предложения с однородными подлежащими и сказуемыми, пользуясь признаками однородных членов(один в паре выписывает предложения с однородными подлежащими, второй – с однородными сказуемыми).

- Выполните взаимопроверку задания (на доске записаны предложения для проверки)

По земле проб..жал солнечный лучик и..купался в х..лодной речке прокатился по крыш.. дома и заг..янул в окошко. Луг и сад п..крывает первый снег. Вышли братья на ш..рокий двор, натянули свои тугие луки. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. Б..льной зв..рёк не отбивался от нападающего. Заяц перескочил через дорогу под..шёл к своей старой норе раскопал снег ул..жил на спине уши и заснул с открытыми глазами. Старик выл..пил ротик у куколки.

- Какие предложения вы не выписали? Почему?

- Кроме однородных подлежащих и сказуемых есть однородные второстепенные члены предложения.

(использование опорной таблицы)

Зима побелит п..ля и л..са украсит деревья инеем развесит на ветках снежные

змейки. Вода стоит в р..ке была тёплая но очень мутная. Слайд№6, 8

Обращает внимание ребят на словарное слово, просит составить с ними словосочетания.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

Работа в парах.

Взаимопроверка выписанных предложений.

- предложения с однородными

подлежащими:

Луг и сад покрывает первый снег.

В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2 в – предложения с однородными сказуемыми:

Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.

По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко

Слайд №7

 

Оценивание работы своего соседа.

Составляют словосочетание покрылись инеем

7

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам: 1) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания.

Во время созр..вания на п..верхности сыра разв..ваются и безвредные бактерии и грибки и плесень. Заберётся хитрый мишка на ч..рёмуху нал..мает в..твей и объедает с них ягоды.

Образец: Во время созревания на поверхности сыра развиваются и безвредные бактерии, и грибки, и плесень.

2) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания.

Жаворонок л..тает мало а бегает быстро. Родители греют пт..нцов в холод пр..крывают от д..ждя и жгучего солнца смело кидаются на врагов. Слайд№ 9

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

8

6. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Что нового о строении предложения вы узнали на уроке?

- Каким способом определить однородные члены в предложении?

Возьмите смайлики. Если вам всё понятно, нарисуйте !, если есть вопросы, нарисуйте ?. Изобразите своё настроение на уроке.

 

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

 

Отвечают на вопросы.

 

Изображают своё настроение на уроке.

3

7.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание.

 

2

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.