Конспект урока русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения»
Ханина Галина Артамоновна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Тверской лицей»
Раздел: Синтаксис и пунктуация.
Тема: Однородные члены предложения
Базовый учебник Русский язык 5 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов в 2 ч
Тип урока: комбинированный
Цели:
обучающая: повторить правила правописания проверяемых гласных и согласных в корне слова, признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах, дать понятие о схемах предложений с однородными членами;
развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, структурировать материал, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, работать с источниками информации; способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся;
воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе (на основе текстов), стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; проявлять чувство взаимопомощи.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (в мин.) |
1. Мотивация |
Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. Словарно-морфемная работа: составление словообразовательных цепочек с использованием этимологических справок. Слайд №
|
Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. Составляют словообразовательные цепочки. |
5 |
2.Актуализация знаний |
Фронтальный опрос учащихся. - Что вы уже знаете о предложениях? - Какие бывают предложения по цели высказывания? - Какие вы знаете предложения по интонации? - Какие предложения по наличию второстепенных членов? -Что вы знаете о строении предложения? Сегодня мы узнаем новое о строении предложения. (использование опорных таблиц) (Слайды №4-5) |
Работают в тетрадях. Ответы уч-ся на вопросы при фронтальном опросе. -По цели высказывания предложения: побудительные, вопросительные, повествовательные. - По интонации: восклицательные, невосклицательные. - По наличию второстепенных членов: распространѐнные, нераспространѐнные. -Предложение состоит из основы и второстепенных членов. |
5 |
3. Постановка учебной задачи
|
Создание ситуации для постановки учебной задачи. Упр.200 -Прочитайте текст. Решите орфографические задачи.
|
Работа над текстом: - решение орфографических задач; - редактирование текста. - проверка отредактированного текста |
5 |
4.Формирование новых знаний |
Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах. Даёт инструкцию. Просит записать тему урока. Создаёт ситуацию успеха. - Подчеркните основу в предложениях. - Что нового вы заметили в строении предложения? - Вы знаете, как называются такие предложения? - Сведения о таких предложениях есть в учебнике стр. 91-92 (использование опорных таблиц) - Как называются предложения, в которых несколько подлежащих, сказуемых? - О каких признаках однородных членов предложения вы узнали? Предлагает прочитать текст на стр. 93. Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.
|
Запись предложений из текста в тетрадь. Выделение основы в предложениях. Наблюдения за строением предложения (несколько подлежащих, сказуемых) Чтение вывода в учебнике, акцентирование внимания на признаки однородных членов предложения. Нахождение в тексте предложений с однородными членами, используя признаки однородных членов: отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним и тем же словом |
10 |
5.Первичное закрепление. Работа в парах.
|
Предлагает задание для работы в парах. Текст на карточке. Прочитать текст, решить орфографические задачи. Выписать предложения с однородными подлежащими и сказуемыми, пользуясь признаками однородных членов(один в паре выписывает предложения с однородными подлежащими, второй – с однородными сказуемыми). - Выполните взаимопроверку задания (на доске записаны предложения для проверки) По земле проб..жал солнечный лучик и..купался в х..лодной речке прокатился по крыш.. дома и заг..янул в окошко. Луг и сад п..крывает первый снег. Вышли братья на ш..рокий двор, натянули свои тугие луки. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. Б..льной зв..рёк не отбивался от нападающего. Заяц перескочил через дорогу под..шёл к своей старой норе раскопал снег ул..жил на спине уши и заснул с открытыми глазами. Старик выл..пил ротик у куколки. - Какие предложения вы не выписали? Почему? - Кроме однородных подлежащих и сказуемых есть однородные второстепенные члены предложения. (использование опорной таблицы) Зима побелит п..ля и л..са украсит деревья инеем развесит на ветках снежные змейки. Вода стоит в р..ке была тёплая но очень мутная. Слайд№6, 8 Обращает внимание ребят на словарное слово, просит составить с ними словосочетания. |
Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте. Работа в парах. Взаимопроверка выписанных предложений. 1в- предложения с однородными подлежащими: Луг и сад покрывает первый снег. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. 2 в – предложения с однородными сказуемыми: Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки. По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко Слайд №7
Оценивание работы своего соседа. Составляют словосочетание покрылись инеем |
7 |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам: 1) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания. Во время созр..вания на п..верхности сыра разв..ваются и безвредные бактерии и грибки и плесень. Заберётся хитрый мишка на ч..рёмуху нал..мает в..твей и объедает с них ягоды. Образец: Во время созревания на поверхности сыра развиваются и безвредные бактерии, и грибки, и плесень. 2) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания. Жаворонок л..тает мало а бегает быстро. Родители греют пт..нцов в холод пр..крывают от д..ждя и жгучего солнца смело кидаются на врагов. Слайд№ 9 Осуществляет дифференцированный подход к учащимся. |
Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. |
8 |
6. Рефлексия |
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Что нового о строении предложения вы узнали на уроке? - Каким способом определить однородные члены в предложении? Возьмите смайлики. Если вам всё понятно, нарисуйте !, если есть вопросы, нарисуйте ?. Изобразите своё настроение на уроке.
|
Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы.
Изображают своё настроение на уроке. |
3 |
7.Д.з. |
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём. |
Записывают задание.
|
2 |