12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Погорелова Валентина Дмитриевна42

"Однородные члены предложения"

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Задачи урока:

1) образовательная: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;
2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
3) воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный.

План урока:

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.(1 слайд)

Прозвенел уже звонок,
Время начинать урок!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!

2.Актуализация знаний.

а) Чистописание.

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами.

(А.С. Пушкин Сказка о мёртвой царевне)

-Давайте запишем это стихотворения.

-Напишем не только правильно, но и красиво.

- Это сегодня будет у нас чистописанием.

3. Тема.

Посмотрите еще раз на эти строки.

-Что интересного мы можем заметить в этих строчках, посмотрев на них с точки зрения построения предложения? (Наличие однородных членов.)

-Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения.

- А всё ли мы изучили об однородных членах предложения?

-Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения).

4. Словарная работа.
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь…
По прозванию Словарь.

-Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по сказкам.

- Ребята, а вы любите сказки?

-Каких великих русских сказочников вы знаете? (ответы детей).

- Да, конечно, первое место среди великих русских сказочников занимает А.С.Пушкин (4 слайд).

- Давайте, посмотрим, внимательно ли вы читаете сказки?

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (5 слайд)

- К какому предмету обращалась царица в “Сказке о мертвой царевне” со словами “Свет мой…”? (зеркало)

- Как звали отца князя Гвидона? (Салтан)

- Кто предупреждал о войне царя Дадона? (петух)

- От чего умерла невеста Елисея? (яблоко)

- Сколько щелчков дал Балда попу? (три)

- В кого превратился князь Гвидон в первый раз? (муха)

- Кого просил Елисей помочь найти его невесту? (месяц)

Ребята, у нас в ответах получилось семь слов, но не все эти слова являются словарными. А какие? (6 слайд) Давайте их запишем: петух, яблоко, месяц.

А теперь прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (7 слайд)

-Как вы думаете, когда ставится запятая?

4. Первичное усвоение знаний. (8– 9слайд)

- Ребята, смотрите, нам прислали старинный свиток.

- Развернем его?

-Посмотрите, что на нем.

-Правильно, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с предложениями с однородными членами и помогать нам будет запятая

-Вы уже побывали в первом графстве большого Королевства Однородных членов.

- Нас с вами там принимала Графиня Интонация Перечисления и ее ближайшая помощница Запятая.

-Что вы узнали, побывав у них в гостях? ( однородные чл пр произносятся с интонацией перечесления. Эта интонация связывает однород чл.,а раздляет их запятой)

упр.1 стр.126 –по рядам.

- Проверям со всеми правилами правописания.

- Сможите сформулировать правило?

-Проверим ваши предположения. Правило стр.126.

5.Первичное усвоение знаний. (11– 18 слайды)

- Сегодня мы снова отправляем в Королевство Однородных членов

-. Вторым графством правят три брата: граф Союз А, граф Союз Но и граф Союз И.

- Кто догадался почему мы отправились к этим трем братьям?

-Однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО и И. Союз А и Союз Но тоже имеют каждый свою ближайшую помощницу – запятую. Она всегда встает перед Союзами А и Но.

-Третий же из братьев, граф Союз И самый старший и самый сердитый. Очень часто он сердится и прогоняет свою помощницу запятую. Если союз и соединяет два однородных члена, то запятая не ставиться (схема – приложение 2). Но это происходит не всегда. Когда союз и повторяется (а здесь уже правит Графиня Интонация Перечисления), то тогда союзу и приходится звать на помощь помощницу запятую и тогда она тоже встает перед союзом и (схема– приложение 2). Ну как , ребята, заинтересовала вас жизнь в Королевстве Однородных членов? Что нового вы узнали из сказки?

Упр.2 стр.41 (РТ) –в парах

-А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон, а авторы учебника поместили этот закон в наш учебник на страницу 126.(правило)

- Убетитесь, в правильности ваших рассуждений.

6.Физминутка. (20 слайд)

Ребята, а вы знаете этого сказочного героя:

Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Кто написал эту сказку?

Буратино потянулся.
Раз согнулся, два согнулся.
Руки в стороны развел:
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Первичное закрепление знаний.

7. Закрепление. ( по группам)

Ребята, возьмите, пожалуйста, карточку №1, вы должны соединить две части пословиц и записать в тетрадь.

Группа, у которой карточка №2 должны списать пословицу, вставляя, где нужно союзы и запятые.

Группа №3,

- Прочитайте предложения. Обсудите в группе к какой схеме подойдет это предложение? Постройте в тетради только схемы предложений.

Осенью в лесах, в садах, в парках начинается листопад.

Как вы понимаете слово «листопад»?

Листья медленно летают, кружатся, падают на землю.

Медведи, ежи, змеи ложатся в спячку.

Люди, не покладая рук, готовят на зиму из плодов сок, джем, варенье.

-Как понимаете выражение «не покладая рук»?

- Давайте проверим. Какие пословицы у нас получились.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто много читает, тот много знает

.8. Обобщение.

 -В гостях у союзов оказались герои еще одной сказки. (21-23 слайды)

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

Незнайка

-Это Незнайка и его друзья.

Упр.1 стр.40(РТ) с/р

-Проверят консультант.

9.Закрепление пройденного.

Тест «Однородные члены предложения»

1. Какие члены предложения называются однородными?

Отвечающие на вопросы кто? что?

Относящиеся к подлежащему.

Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

Отвечающие на один и тот же вопрос.

2. Как связаны между собой однородные члены предложения?

Связаны только интонацией.

Связаны знаками препинания.

Связаны любыми предлогами.

Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.

3. Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

Всегда, если нет союза  между однородными членами.

Всегда.

Никогда.

Перед союзом и.

4. Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

Перед союзом и.

Перед всеми союзами.

Перед союзами а, но.

Никогда

10.  Рефлексия.

-Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

-Какие же члены предложения мы называем однородными членами предложения?

-Чем связаны однородные члены предложения?

- Как оформляются при письме (если нет союзов)?

-Какие знаки препинания ставятся, если есть союзы: и, но, а.

-Было ли вам трудно?

- Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

- Нарисуйте красный флажок, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить однородные члены предложения и можете помочь другим.

- Нарисуйте синий флажок, если вы считаете, что научились находить однородные члены предложения, но иногда вам ещё нужна помощь.

- Нарисуйте жёлтый флажок, если вы считаете, что было трудно на уроке

11.Домашнее задание: с.127 упр. 3 правило наизусть. (24 слайд)

Ребята, сегодня мы говорили с вами о сказках. Но кроме сказок есть еще очень много интересных книг.

Упражнение 2. Из каждой пары предложений составить одно предложение с однородными членами.

1. Вода в реке была теплая. Вода в реке была очень мутная.
2. Резкий порыв ветра пригнул траву к земле. Резкий порыв ветра покрыл воду частой рябью.
3. Орел взмахнул крыльями. Орел поднялся с дерева.

7. Физкультминутка.

8. Упражнения для закрепления.

Упражнение 3. Выделенные слова заменить однородными членами предложения.

1. В густом лесу скрываются звери.
2. Под пеньком в хвое и листьях шныряют насекомые.

Упражнение 4. Прочитайте. Определите, какая схема соответствует какому предложению.  (Устно).

Какие же члены предложения мы называем однородными членами предложения? Чем связаны однородные члены предложения? Как оформляются при письме (если нет союзов)? Какие знаки препинания ставятся, если есть союзы: и, но, а.

P.S.Дополнительное задание для высокомотивированных учащихся (с обратной стороны доски). Расставьте знаки препинания:

Красиво было в лесу в этот ранний час Тихо шумели качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы На мху в траве лежали следы осени. Остро пахло сырой землей прелыми листьями. И из вороха старых листьев и из травы и из валежника выглядывают грибы. Как красив осенний лес!

VII. Творческая работа.

Я предлагаю вам побыть немного писателями. Используя слова на слайде, попробуйте составить предложения с однородными членами в связный рассказ.

ГУЛЯЛИ, ЛИСА, ГУСИ, КУРЫ, УТКИ, ЗАКУДАХТАЛИ, ПОДКРАЛАСЬ, УБЕЖАЛА, ЗАШИПЕЛИ, СХВАТИЛА, ЗАКРЯКАЛИ.

Проверка.Запись в тетрадь с объяснением знаков препинания.

Проверка задания по схемам.

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Виктория Викторовна, 05.02.16 в 17:54 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, не нашла техническое оснащение урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.