Конспект урока по русскому языку на тему «Русский язык как развивающееся явление» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 4 February

Практическая работа по проектированию урока с использованием
материалов библиотеки ЦОК

При подготовке урока русского языка в 7 классе на тему «Язык как развивающееся явление». Взаимосвязь языка, культуры и истории народа» необходимо:
1. Предусмотреть наличие ПК, проектора, средств воспроизведения звука и видео;
2. Проанализировать и предусмотреть возможности внедрения библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности;
3. Разработать индивидуальные карточки для обучающихся;
4. Разработать подробный план-конспект занятия.


Урок по предмету «Русский язык» для 7 класса по теме «Язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Видеолекция», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Кейсы по работе с информацией».

Ход урока

I. Организационный момент

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 7 класса.

II. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений). Актуализация опорных знаний. Мотивирование на учебную деятельность.

1. Слово учителя.

В 7 классе мы будем продолжать изучение большой темы - “Морфология и орфография”. Нам важно проследить, как связаны части речи, их грамматические особенности с правописанием. В 6 классе мы говорили о главных самостоятельных частях речи.

- Какие это части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.)

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения с. 2, на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

2. Вводная беседа.

- Кто авторы учебника?

- Какие фамилии в приложении “Условные сокращения” вам знакомы, какие вы встретили впервые?

3. Опережающее задание.

- Попробуйте при выполнении упражнений определить названия произведений, откуда взят тот или иной пример: некоторые наверняка вам известны.

(Возможно поощрение: за несколько правильных ответов - хорошая оценка).

Прочитайте высказывание Н. М. Карамзина о русском языке, согласны ли вы с мыслью писателя, актуальна ли она в наше время?


 

t1707073978aa.png

Слово учителя.

Запишите  тему урока. Как вы понимаете смысл утверждения «Язык — развивающееся явление». Каково значение слова развиваться?

Учащиеся могут давать определение путем подбора синонимов

Слово учителя.

Давайте обратимся за помощью к словарю на портале Грамота.ру.  (РАЗВИВАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; нсв. 1. Протекать, происходить. Действие романа развивается медленно. События развивались стремительно. 3. Находиться в процессе перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Все развивается от низших форм к высшим.)

Лекция с элементами беседы

Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.

Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...

Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было.

-  Как называются новые слова? (Неологизмы.)

-   Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский? (Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» — слово.)

-  Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, неолит; логика, логопед, филология и др.)        "

Неон - химический элемент, газ, входящий в состав воздуха; используется для наполнения электрических лампочек, в сигнальных, рекламных и т. п. осветительных приборах.

Неолит - новый каменный век, позднейшая эпоха каменного века.

Логика - 1) Наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Внутренняя закономерность.

Логопед - специалист, изучающий недостатки речи и способы их лечения.

Филология - совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать духовную культуру народа.

-   Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуждение.)

Образуются новые явления, новые предметы, возникает необходимость обозначить, назвать эти новые понятия.

Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Например, привычное и необходимое нам слово «чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.

Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».

-  Что значит «спутник»? (Космический летательный аппарат.)

Первоначальное его значение - тот, кто совершает путь, едет или идет вместе с кем-либо.

Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.

Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде.

Итак, развивается общество, развивается культура, наука, техника - развивается язык.

Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык.

Русский язык прошел долгий путь развития и продолжает развиваться.

Давайте вспомним этапы развития русского языка (В своём развитии русский язык прошёл ряд этапов: Праславянский язык (I тысячелетие до н.э. – VII в. н.э.).

Период восточнославянской речи, или языка древнерусской народности (VIII/IX – XIV вв.).

Язык великорусской народности (XV-XVII вв.).

Становление языка русской нации (XVII-XIX вв.).

Появление и развитие русского литературного языка (XIX-XXI вв.).

Обратитесь к таблице.

Что уже известно учащимся из этой таблицы. С какого века (по материалам таблицы) начинается русский национальный язык? Попробуйте заполнить таблицу.

t1707073978ab.png

III. Освоение нового материала.

Слово учителя.

Мы уже говорили с вами, что все в природе непрерывно развивается и меняется. В том числе и язык. Ведь язык существующий в развивающемся мире, тоже развивается.


 

Предлагаю посмотреть видеолекцию «Русский язык как развивающееся явление».

IV. t1707073978ac.png Проверка первичного усвоения.

Ребята, для усвоения пройденного материала, я предлагаю вам выполнить диагностический тест по материалу видеолекции, чтобы зафиксировать внимание на ключевых моментах.


t1707073978ad.png

V. Применение изученного материала.

А сейчас мы с вами выполним задания кейса. Не бойтесь и не переживайте. Подсказки есть в тексте. Например, имя уроженца волжского города можно узнать по достопримечательности (Карамзинская общественная библиотека), сказано, что это писатель и историк. Определить место рождения тоже не составит труда, потому что ни М. В. Ломоносов, ни А. С. Пушкин не связаны с приволжским городом. Самое сложное — определить город, т. к. Симбирск переименован в Ульяновск. Здесь можно обратить внимание, что многие города после революции стали называться иначе. И эту часть истории тоже хранит наш язык.


 

t1707073978ae.png


 


 

VI. Рефлексия. Анализ урока.


- Что нового вы для себя узнали на уроке? Составьте синквейн на тему «Язык»

Первый пример:

Язык.
Русский, английский.
Создается, изучается, запоминается.
Помогает людям общаться.
Система.

Второй пример:

Язык.
Сложный, простой.
Выражает, обозначает, передает.
Используется в повседневной жизни.
Средство.

Третий пример:

Язык.
Популярный, специфический.
Воспринимается, обновляется, меняется.
Характеризует определенный народ.
Речь.


VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации