12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буданова Светлана Николаевна36


Русский язык

2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Буданова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов

ОГАОУ многопрофильный лицей № 20 г.Ульяновска

Тема: Употребление ь знака после шипящих у существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: 1. Познакомить с правописанием ь знака в именах существительных после шипящих, научить правильно писать слова с ь после шипящих .

Совершенствовать умения анализировать, рассуждать, логически мыслить.

Воспитывать любовь к Отечеству, развивать познавательные процессы.

Оборудование: учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, медиапроектор, компьютерная презентация, карточки-задания для групповой работы, карточки и ноутбуки для индивидуальной работы, картинки .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.

Работа в группах.








































II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.





















ΙΙI. «Открытие» нового материала.


















Физминутка


















IV.Первичное закрепление.


















Физминутка для глаз



-Откройте тетради. Что надо записать? (дату) Какую запись сделаем дальше? (Классная работа).

-Работаем сегодня по следующему плану. Рассмотрите и скажите, какие виды заданий будем выполнять?

-Обратите внимание, что тема урока и учебная задача пока закрыты. Мы определим их в ходе урока.

-На карточках будут работать 4 чел.( 2 сильных+2 слабых)

( Правописание слов с проверяемой безударной гласной)

-Все остальные работают со мной.

-Назовите 1 этап?(работа в группах) Закрепим умение распознавать орфограмму в слове.

-Ребята, вам нужно внимательно прочитать отрывок из рассказа Сергея Алексеева « Победа будет за нами!» и подчеркнуть в этом отрывке слова с непроверяемой безударной гласной.

- Приступайте, но не забывайте о правилах совместной работы в паре.

- Итак, назовите слова с непроверяемой безударной гласной, поставив их в начальную форму.

Улица, солдат, девочка, памятник, герой.

-Что объединяет эти слова? ( имена сущ.)

-Что такое имя сущ.?

- Назовите неодушевлённые имена сущ? Назовите одушевлённые имена сущ?

- Ребята, а кто такой герой? (человек, совершивший подвиг во имя кого- то или Родины)

-Что такое подвиг? ( героический поступок)

-О ком идёт речь в этом отрывке? ( о солдате Николае Масалове)

-Можно ли солдата Николая Масалова назвать героем? Почему? ( Рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку)

-Как увековечен подвиг Масалова? Найдите в тексте.

-Рассмотрите памятник. Что видите? ( Фигура солдата, в одной руке- меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой- спасённая из развалин Берлина маленькая немецкая девочка)

- Это памятник, ребята, не только Масалову. Это памятник воинам, спасшим мир от войны.

-О какой войне идёт речь? (ВОВ 1941-1945 гг.)

- Почему рассказ Сергея Алексеева называется «Победа будет за нами!» ( Проявив чудеса героизма и храбрости советский народ в этой войне одержал победу)

- На проспекте Лен. Комсомола в нашем районе 9 сентября 2011г был установлен памятник.

- Посмотрите, кому установили памятник? ( Д. Карбышеву)

-Почему Д. Карбышеву установили памятник? ( Подвиг Карбышева увековечен в памятнике)

- Какой подвиг совершил Д. Карбышев? ( Генерал Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону, обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу и облили холодной водой из шлангов)

- В честь Д. Карбышева названа улица в нашем районе.

-Герои, подвиги….Их было тысячи , десятки и сотни тысяч.

- Следующий этап урока- повторение изученного материала.

- Ребята, найдите в отрывке из текста слова с ь, обозначающим мягкость согласного звука.

(велись, кончилась )

- Что общего в словах? ( глаголы прош.вр.)

- Что является показателем глаголов прошедшего времени?( суффикс л)

-Что можно сказать про соотношение звуков и букв в этих словах ? (звуков меньше, чем букв, т.к. ь звука не обозначает)

- Где в словах пишется ь, который обозначает мягкость согласного звука ? (на конце слова, между согласными в середине слова)

-Приведите примеры слов, где ь знак пишется в середине между согласными.

-Найдите в отрывке текста слово с разделительным ь? (жизнью)

-А где пишется разделительный ь знак? в корне слова после согласного и перед гласными я, ё, ю, и, е пишется разделит. ь)

-А что можно сказать про соотношение звуков и букв в этих словах? Почему? (одинаковое кол-во звуков и букв)



- А сегодня мы выясним какую еще роль в словах выполняет мягкий знак.

-Следующий этап урока-новая тема.

- Какова тема урока? (Употребление ь знака после шипящих у существительных)

-Назовите шипящие согласные. Что можно про них сказать? ( ж,ш- всегда твёрдые, щ,ч- всегда мягкие)

-Чему должны научиться на уроке? (научиться правильно писать слова с ь знаком после шипящих у существительных)

- Ребята, что мы должны сегодня выяснить на уроке? ( когда у сущ. после шипящих пишется ь)

? Когда у сущ. после шипящих пишется ь? ( проблемный вопрос на доске)

- На доске записаны слова: печ…, плач…

-В каком случае у сущ. после шипящего напишем ь?

-От чего зависит выбор ь знака в этих словах? ( от рода, если сущ. ж.р.-ь пишется, если м.р.- не пишется)

-Составим алгоритм написания ь знака после шипящих у сущ.

1. Определяем часть речи.

2. Слышу шипящий на конце- определяю род.

3. Если сущ. ж.р. ед.ч. – пишу ь.

4. Если сущ. м.р. ед.ч. – не пишу ь.

5.Записываю слово, выделяю орфограмму.

Мы составили алгоритм, теперь будем учиться его применять.

-Но сначала немного отдохнём. Продолжаем.

- Следующий этап урока- закрепление изученного материала.



-На доске записаны слова. Вставьте ь знак, объясняя свой выбор.

Мыш…, луч…., товарищ…, ёж…, помощ…, ключ…., сторож…, глуш….

-Когда у сущ. после шипящих пишется ь знак?

-Ребята, а какое значение имеет слово глушь? ( отдалённое глухое место)

Поработаем над предложением.

Матвей Кузьмин завёл фашистов в лесную глушь.

-Выделите орфограммы, подчеркните главные и второстепенные члены. Дайте характеристику предложения, выделите словосочетание.

-Можно ли М. Кузьмина назвать героем? Почему? ( не пожалел своей жизни в схватке с врагом ради любви к Отечеству)

Немцам понадобился проводник, который хорошо бы знал лесные тропы. Они хотели без боя лесами и болотами просочиться в расположение советских войск и с тыла атаковать передовые заставы. Внук предупредил отряд партизан и фашисты угодили в засаду.

- Откуда вы узнали о М. Кузьмине? ( Читали рассказ Б. Полевого « Последний день Матвея Кузьмина»

-Как называют человека, который любит своё Отечество и предан своему народу, Родине? ( патриот)

-Патриотизм – характерная черта русского народа. Русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

-На станции метро «Партизанская» в Москве возле колонны у выхода расположен памятник М. Кузьмину.

-Как изображён герой? ( В полный рост, гордо стоящим. В одной руке- дубинка, другую прикладывает к области сердца. Человек из народа , не пожалел своей жизни, чтобы защитить Отечество)




Познавательные:

 Развиваем умения: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.







Регулятивные: выбирать и выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.




Познавательные: перерабатывать информацию, классифицировать по заданным критериям.















Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.





Личностные: поиск и выделение информации из различных источников, передача информации.








Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.








Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу

( составлять алгоритм)



Коммуникативные: формирование умения делать предположения, обосновывать свою точку зрения.


Регулятивные: сличать результат с эталоном, вносить необходимые коррективы на основе сделанных ошибок.





Познавательные:

использовать общие приёмы решения задач.

 Поиск и выделение информации из словаря.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.



















Познавательные: на основе анализа делать выводы.




V.Применение знаний в новой ситуации.

Самостоятельная работа (на компьютере)






VIII.Рефлексия

























VI.Домашнее задание.















-Переходим к следующему этапу урока.( самостоятельная работа)

-Предлагаю выполнить задание на компьютере и на карточках самостоятельно с целью закрепления умения правильно писать слова с ь знаком после шипящих у сущ. ( тренажёр «Отличник» правописание слов с ь после шипящих).

-Кто выполнил работу без ошибок и получил оценку 5? 4? 3?

Когда у сущ. пишется ь знак после шипящих?

-Огромное трудолюбие и тяга к знаниям помогли нам на уроке сделать открытие.

-Назовите тему урока.

-Какую задачу ставили? (научиться правильно писать слова с ь знаком после шипящих у сущ.)

-Когда у сущ. после шипящих пишется ь знак?

-А ещё о чем говорили? ( о героизме и героях)

-А почему мы о них говорили? ( чтобы знали прошлое нашей Родины, помнили о героях, отдавших жизнь за нашу Родину)

- Следующий этап- работа в группе.

-Ребята, у меня рассыпались пословицы. Соберите их , пожалуйста. Приступайте к заданию, соблюдая правила работы в группе.

Смелый солдат не знает преград.

Патриоту- любой подвиг в охоту.

Герой умирает- о себе память оставляет.

-Я думаю, что и наш урок оставит память в ваших сердцах.

- Домашнее задание № 123 стр.155

- Выставление оценок.

-Большое спасибо за работу.













Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания для партнёра. Личностные: формирование умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.




Регулятивные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ





АЛГОРИТМ










Определить часть


речи.



Слышу шипящий на конце- определяю род.





Ж.р. ед.ч. – ь.

М.р. ед.ч. – ь.





Смелый солдат не знает преград.









Патриоту - любой подвиг в охоту.


Герой умирает – о себе память оставляет.













Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.



Г…лодать, в…здушный, к…рмушка, тр…щат, в…сёлый, кр…кливый, д…ревья, ст….рожить, м….рской, л…нейка.



Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.



Г…лодать, в…здушный, к…рмушка, тр…щат, в…сёлый, кр…кливый, д…ревья, ст….рожить, м….рской, л…нейка.



Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.



Г…лодать, в…здушный, к…рмушка, тр…щат, в…сёлый, кр…кливый, д…ревья, ст….рожить, м….рской, л…нейка.








Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.


П..сьмо, тр…ва, к…рмить, л…тать, д…жди, б…льшой, т…грёнок, б…жать, м…ховой, р…чной.



Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.


П..сьмо, тр…ва, к…рмить, л…тать, д…жди, б…льшой, т…грёнок, б…жать, м…ховой, р…чной.



Карточка. Ф.И._____________________________________________



Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова к данным.


П..сьмо, тр…ва, к…рмить, л…тать, д…жди, б…льшой, т…грёнок, б…жать, м…ховой, р…чной.









Прочитайте текст. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной.



Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.



Сергей Алексеев «Победа будет за нами!»



Прочитайте текст. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.



Сергей Алексеев «Победа будет за нами!»



Прочитайте текст. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной.



Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.



Сергей Алексеев «Победа будет за нами!»



Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Прошло более семидесяти лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.