Конспект урока русского языка в 10 классе «Обобщение изученного по теме "Причастие"»

5
1
Материал опубликован 9 November 2023

Конспект урока русского языка в 10-м классе: "Обобщение изученного по теме: "Причастие".

Цели:


Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.



Оборудование:

Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями

опорные схемы “Повторили”


1. Оргмомент.


Здравствуйте, мои друзья и уважаемые гости. Я рада видеть вас в этом уютном классе.

Организационный момент.


Сегодня мы с вами будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы, а какой именно вы сможете сказать, отгадав загадку:


Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.


2. Сообщение темы и целей урока.

Слайд


Говорить мы с вами сегодня будем об удивительной части речи, о которой можно сказать так:

 “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В.И.Даль (Эпиграф на доске).


Как вы понимаете это выражение?


Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря. Его слова являются эпиграфом к нашему уроку: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного” В.И.Даль.

Откройте свои тетради и запишите тему урока. Тема нашего урока «Обобщение по теме: «Причастие»». На уроке мы с вами обобщим и систематизируем знания, умения и навыки, полученные при изучении темы; отработаем навыки выделения и нахождения причастного оборота в предложениях; будем совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать память, внимание, мышление, воспитывать интерес к изучению русского языка и любовь к природе.

Но сначала давайте послушаем сказку.

Жили-были на свете одинокие суффиксы - ущ-, -ющ-, - ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие, как часть речи"?


3. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий»


- Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное, и чтобы не ошибаться в написании этой части речи, мы выполним задания.

- На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока. (Приложение 2). А сейчас давайте запишем предложение, найдем причастия, определим в каком роде, числе и падеже они стоят.

Я вышел в уже темнеющий сад, пошел по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек.


4. Повторение признаков глагола у причастий.


Продолжим нашу работу. Один ученик идет к доске и записывает предложение, объясняя орфограммы.


С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся Фея цветов.


- Подчеркните причастия как члены предложения и определите глагольные признаки (вид, время, возвратность).


Какого времени не может быть у причастия? (Будущего)


5. Работа с учебником. (УМК Антонова. Воителева - стр 206). Откройте учебник на странице 206, найдите упр 118 и внимательно прочитайте задание. Выполните его. На выполнение этого задания вам дается 10 мин.


6. Повторение понятия “причастный оборот”; знаки препинания при причастном обороте.

- Что такое причастный оборот? (Это причастие с зависимыми словами).

Слайд.

Давайте еще раз скажем: когда же причастный оборот выделяется на письме запятыми?

Задание . Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.


1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».


Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий. Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной?

Ребята провели исследовательскую работу. Они искали пословицы и поговорки с причастиями. Вот что у них получилось.

Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями.

А зачем нужно уметь использовать в речи причастия? (Причастия делают нашу речь более выразительной, красочной).


7. Повторение правописания н -нн -в суффиксах причастий. Ребята, в 8, 9 классах вы изучали правило написания -н -нн в суффиксах причастий. Давайте его вспомним и выполним задание на закрепление этой орфограммы.


Задание . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.


8. Подведение итогов. Выставление оценок.


9. Домашнее задание.


Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.

Музыка

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.

(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.

(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.

(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а тееёвзлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.

(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)




















Список литературы:

Лингвистические источники:

1. Лопатин В.В. , Иванов О.Е. Орфографический словарь русского языка.- М., 2005;

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006;

3. Современный русский язык: Словарь-справочник / Пособие для учителя. — Под ред. П.А. Леканта. — М.: Просвещение, 2004;

Методические:

1. Литневская Е.И.,Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006;

2. Программа по русскому языку под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Хороший конспект, можно использовать и в 9классе при повторении.

11 November 2023

Похожие публикации