12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Буркеева Людмила Семеновна430 учитель начальных классов Россия, Удмуртская респ., Можга Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока с мультимедийным сопровождением по литературному чтению 4 класс на тему: Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера"
презентация к уроку Дж. Свифт "Путешествия Гулливера"PPTX / 1.42 Мб
/data/files/p1711818956.pptx (презентация к уроку Дж. Свифт "Путешествия Гулливера")
Тема урока: Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Цель урока: познакомить с произведением Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта;
Формировать навыки правильного выразительного чтения;
Обогащать словарный запас;
Развивать устную речь, память, мышление, воображение;
Воспитывать интерес к зарубежной литературе.
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
Проверим: руки - на месте, ноги - на месте, локти у края, спина прямая.
СЛАЙД 1 - Работаем по листам самоконтроля, заполните их, вписав ФИ (Приложение 1)
СЛАЙД 2 – Начнем урок с речевой разминки – прочитайте жужжащим способом, хором вслух, прочитайте, выделяя голосом существительные, выделяя глаголы, выразительно.
Как понимаете выражение «прилежный труд»? (усердный, старательный)
Поднимите руку, кто планирует прилежно трудиться на уроке? Молодцы, надеюсь, это у вас получится!
Проконтролируйте себя по первой строке листа, готовы ли вы к уроку, да или нет, поставьте «+» в соответствующей колонке.
Почему урок начали с этого четверостишья? (раздел зарубежные сказки)
Давайте вспомним авторов и сказки, о которых говорили на предыдущем уроке. Для этого объединимся в группы, задание на столах, в конверте названия сказок, вам надо соотнести автора и название, сначала разложите все карточки, а потом приклеите (2 мин) (Приложение 2)
СЛАЙД 3 - проверка по слайду. Оцените работу, если всё правильно «5», 1 или 2 ошибки – «4», 3 или 4 ошибки- «3», более 4 ошибок – «2» (на доске записать критерии)
Поднимите руки группы, справившиеся на 5, на 4, на 3 и тд.
Проконтролируйте свою работу на листе самоконтроля, заполните строку – я внес вклад в работу своей группы – да/нет, выставьте отметку, на которую выполнили задание.
СЛАЙД 4 - Сегодня мы продолжим знакомство с зарубежными сказками, определите тему урока, решив анаграмму
СЛАЙД 5 - Путешествия Гулливера
СЛАЙД 6 - Какие задачи поставим на урок?
Познакомимся с биографией автора сказки;
Будем формировать навык правильного выразительного чтения;
Будем развивать устную речь, память, воображение;
Будем обогащать словарный запас.
СЛАЙД 7 - Сказку «Путешествия Гулливера» написал величайший английский сатирик Джонатан Свифт. Прочитайте об авторе, взяв карточку, которая лежит у вас на столе (2 мин) (Приложение 3)
Проверим, как вы поняли прочитанный текст, вопросы для самоконтроля:
- В каком городе родился Джонатан Свифт? (в Дублине)
- В каком возрасте Джонатан поступил в Тринити-колледж Дублинского университета? (14 лет)
- Кем служил Свифт у отставного дипломата Уильяма Темпла? (секретарем)
- Почему Уильям Темпл предоставил в распоряжение Джонатану библиотеку? (он отметил его литературный талант)
- Самое знаменитое произведение Джонатана Свифта? (Путешествия Гулливера)
- В каком году было опубликовано произведение «Путешествия Гулливера? (1726 год)
- Почему книга пользовалась необычайным успехом и была переведена на другие языки? (в ней остроумно высмеивались человеческие и общественные пороки)
- Как вы понимаете выражение «писатель – сатирик»? (писатель, использующий различные комические приемы, высмеивающий в своих произведениях реально существующие человеческие пороки)
Обратимся к листу самоконтроля, выберите свою позицию в строке «Я понял содержание текста про биографию Джонатана Свифта», да/нет.
Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», кто –то уже знаком с этим произведением?
СЛАЙД 8 - Кто такой Гулливер? (это главный герой, английский врач, моряк, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории, одну из них мы сейчас услышим)
СЛАЙД 9 - В тексте нам встретятся не совсем привычные для нас слова, объясните их значение.
- колчан – футляр для стрел
- врассыпную - в разные стороны разбегаться
- мальчик – паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе
ФИЗКУЛЬМИНУТКА Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Встали на носок, на пятки.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
И читать, друзья, начнем!
Открываем стр. 124 учебника, как называется отрывок? («Путешествие в Лилипутию»), почему написано в сокращении? (текст не полный, в библиотеке можно взять книгу, в которой будет полная версия, написанная автором)
Я начну читать, вы следите, кто-то продолжит (чтение текста).
На листе самоконтроля в строке «Я следил по тексту во время чтения» сделайте отметку да или нет.
Какое слово вошло в наш язык благодаря Джонатану Свифту? (лилипут)
Что оно означает? (человек очень маленького роста)
Давайте составим по прочитанному тексту «диаманту»(на доске), за основу возьмем два существительных (Гулливер, лилипуты)
- 2 прилагательных к каждому существительному
- 3 глагола к каждому существительному
- посередине главная мысль из 4 слов
Гулливер
Воспитанный, благородный, доброжелательный и тд.
Лежит, не двигается, спит, притворяется …
Уважение, доброжелательность, терпимость, достоинство
Карабкаются, стреляют, кормят, связывают, охраняют ..
Маленькие, храбрые, хитрые …
Лилипуты
Произведение учит нас тому, что каждый народ имеет право на свое видение мира. Мы должны относиться ко всем людям с уважением, даже если они кажутся нам чудаковатыми или недостойными. Роман учит нас быть терпимыми и всегда сохранять свое достоинство в сложных ситуациях. Не сдаваться перед трудностями и не отчаиваться, в какой бы плохой ситуации вы не оказались.
Вернемся к нашему листу самоконтроля, поставьте «+» в соответствующей строке, сколько раз вы правильно ответили на уроке.
Вспомните, что значит прилежно трудиться? (усердно, старательно)
Оцените свою работу на уроке в баллах от 1 до 5.
СЛАЙД 10 - Закончим урок рефлексивным блоком «Три момента», выберите три приемлемых для себя высказывания, касаемо нашего урока.
СЛАЙД 11 - Д/З пересказ сказки от лица Гулливера.
Спасибо за работу на уроке, листы самоконтроля сдать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист самоконтроля | Лист самоконтроля | ||||||
Я готов к уроку | да | нет | Я готов к уроку | да | нет | ||
| | | | ||||
Я внёс вклад в работу своей группы | | | Я внёс вклад в работу своей группы | | | ||
Моя группа выполнила задание на | | Моя группа выполнила задание на | | ||||
Я понял содержание текста про биографию Джонатана Свифта | | | Я понял содержание текста про биографию Джонатана Свифта | | | ||
Я следил по тексту во время чтения сказки | | | Я следил по тексту во время чтения сказки | | | ||
Я правильно ответил на вопросы, поставь «+» в соответствующей строке | ни разу ________ 1-2 раза _______ 3-5 раз _________ более 5 раз ____ | Я правильно ответил на вопросы, поставь «+» в соответствующей строке | ни разу ________ 1-2 раза _______ 3-5 раз _________ более 5 раз ____ | ||||
Оцени свою работу на уроке в баллах от 1 до 5 | | Оцени свою работу на уроке в баллах от 1 до 5 | | ||||
Оценка твоей работы учителем | | Оценка твоей работы учителем | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разложи и приклей названия сказок в соответствующую колонку.
Братья Гримм | Шарль Перро | Ганс Христиан Андерсен |
| | |
Синяя борода | Храбрый портной | Дюймовочка |
Золушка | Золотая птица | Принцесса на горошине |
Рике - хохолок | Госпожа Метелица | Снежная королева |
Ослиная шкура | Горшочек каши | Оле – Лукойе |
Смешные желания | Соломинка, уголек и боб | Стойкий оловянный солдатик |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Джонатан Свифт — англо-ирландский писатель-сатирик. Родился 30 ноября 1667 года в Дублине. Отец писателя умер незадолго до его рождения, поэтому Свифт воспитывался в семье своего состоятельного дяди.
С 1674 года Джонатан Свифт учился в лучшей гимназии Ирландии, а в возрасте 14 лет поступил в Тринити-колледж Дублинского университета.
В 1688 году Свифт уехал в Англию, где служил секретарём у отставного дипломата Уильяма Темпла, который отметил литературный талант писателя и предоставил в его распоряжение библиотеку.
В 1694 году Джонатан был священником в ирландском посёлке, а через 6 лет стал служителем Собора Святого Патрика в Дублине.
Литературой Джонатан Свифт начал заниматься с 1696 года. В 1704 году писатель опубликовал произведение «Сказка бабочки», которое принесло ему небольшую известность. В 1726 году он опубликовал своё самое знаменитое произведение — «Путешествия Гулливера», в котором остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Книга пользовалась необычайным успехом и была переведена на другие языки.
Почти все свои произведения писатель публиковал анонимно.
Скончался великий писатель 19 октября 1745 года в родном Дублине.