Конспект урока музыки «Во саду ли в огороде девица гуляла… Сказка о царе Салтане... » (4 класс)

0
1
Материал опубликован 13 January 2020

конспект урока музыки 


Тема: «Во саду ли в огороде девица гуляла…..Сказка о царе Салтане... в литературе, музыке, живописи.» Три чуда.Связь оперной музыки через народную песню с литературой живописью.


Художественно-педагогическая идея:

Искусства различны, тема едина.

Вот почему так много общего между видами искусства, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействует на нас.


Музыкальный материал:

«Три чуда» фрагмент оперы Н. А. Римского- Корсакова « Сказка о царе Салтане..»

«Живет повсюду красота» музыка и слова Юрия Антонова;

« Ария Царевны Лебедь» из оперы Н. А. Римского- Корсакова « Сказка о царе Салтане..»

Картины художников М. Врубеля, И. Билибина, В.Конашева


Задачи:


Развитие и совершенствование художественного вкуса через общение с произведениями искусства;

На примере произведений искусства научиться понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок, различать особенности видов искусства);

Помочь учащимся осознать образную природу музыки; уметь устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

Формировать понимание художественного богатства и жизненного содержания музыки.


Помочь понять ребятам что красота, воспетая в художественных произведениях, пробуждает в нас добрые чувства.

СЛАЙД№1

СЛАЙД№2

На доске написана тема, но название сказки дано не пол­ностью: «Сказка о царе Салтане...» в литературе, музыке и живописи.


В. Произнесите название сказки полностью. Как понимаете тему урока?

СЛАЙД№3

На доске написан эпиграф: «Во саду ли, в огороде девица гуляла...» (русская народная песня).

В. Что такое эпиграф? (Изречение или цитата пе­ред произведением, выражающая его основную мысль.)

Учитель читает эпиграф вслух.

В.Кому принадлежат эти слова? Верно ли мы подобрали эпиграф? Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.


В.В каком виде искусства из тех, что написаны в теме, мо­жет быть уместен эпиграф? (В литературе и музыке.)

Цель нашего урока: сравнить виды искусства, найти сходство и различие в этих видах искусства по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».


В. Чтобы работать, мы проверим, внимательно ли вы читали сказку? (Желательно отвечать словами Пушкина.)


В.В кого превращался Гвидон, чтобы попасть во дворец царя Салтана? («В комара, муху, шмеля».)

В.Как звучит концовка сказки? ( «Я там был: мед, пиво пил - и усы лишь обмочил».)

В.О каких чудесах идет речь в сказке? (Белочка, бо­гатыри, царевна Лебедь.)


Р. Н. П. « Во саду ли, в огороде…»

В. Какое музыкальное произведение прозвучало? (Русская народная песня «Во саду ли, в огоро­де...»)

СЛАЙД№4

В.Русская народная песня - это фольклорный или литератур­ный жанр?

В.Какие виды искусства задействуются при создании песни?

В. Как выдумаете, почему А. С. Пушкин вводите свою сказку русскую народную песню? (Приближение к фольк­лорной сказке.)

В.«Сказка о царе Салтане...» фольклорная или литературная?

В.Чем отличается литературная сказка от народной? Назови­те отличия. (Литературная, так как есть автор, написана сти­хами.)

В.Может ли быть фольклорной опера, картина? (Нет, так как у этих произведений есть определенный автор.)

СЛАЙД№5

В. Что же такое сказка? (Народное или литературное произ­ведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшеб­ных, фантастических сил.)

В.Чем отличаются сказки Пушкина? (Они написаны стихами.)

В.Что такое опера? (Музыкально-драматическое произведе­ние, в котором действующие лица поют в сопровождении орке­стра.)

СЛАЙД№6

В.Что такое живопись? (Изобразительное искусство - соз­дание художественных образов с помощью красок.)

В. С помощью чего создает художественные обра­зы поэт в литературе? (С помощью слова.

В.Композитор в музыке? (Звука.)

В. Художник в живописи? (Красок и кисти.)

Посмотрим, как художники (и поэт, и композитор, и живописец) создают художественные образы через свои про­изведения и сравним их.

СЛАЙД №7

- «Сказка о царе Салтане...» принадлежит перу А.С. Пушкина. Известный нам композитор- сказочник Н.А. Римский-Корсаков написал на ее основе свою музыкальную сказку-оперу. В опере сказочно всё - и сюжет, и вокаль­ные партии, и симфонические картины. Сказку Пушкина мы можем читать и слушать, оперу - смотреть, слушать и представ­лять образы с помощью музыки. Художники Михаил Александрович . Врубель, Иван Яковлевич Билибин, Владимир Михайлович Конашевич представили образы на своих полотнах. Что объединяет эти виды искусства?

- Послушаем, как в сказке Пушкина и в опере Римского-Корсакова изображаются три чуда света, и по­смотрим на картины художников.

В.Схожи ли образы Белочки во всех видах искусства? Чем?

СЛАЙД№8 (Тема Белочки создана на основе подлинно русской народной песни «Во саду ли, в огороде», подчеркивает фольклорный ис­точник сказки. Образ Белочки понятный и запоминающийся. Она грациозная, игривая. Слышны звуки ксилофона, флейт, го­боя. На картине реальная белочка, она изображена как красна девица.)

В.Отгадайте по вступлению, тема какого «чуда» сейчас прозвучит? (Тема богатырей.)

СЛАЙД№9

Ответьте словами Пушкина.

(Рассматривание иллюстрации.)

В.Нашли ли вы здесь отличия между музыкой и стихотвор­ным текстом? (У Римского-Корсакова в этом эпизоде звучит четкий марш, а выход из моря в таком темпе невозможен. В музыке мы слышим увесистый шаг богатырей, которые мо­гут защитить столицу, в сказке же Пушкина мужественность не очень видно.)

И, наконец, третье чудо. Чтение отрывка.

Прослушивание темы царевны Лебеди.

Картина М. Врубеля «Царевна Лебедь».

СЛАЙД№10; ВИДЕО

(Во всех произведениях показана красота царевны. Сказоч­ная тема царевны Лебедь похожа на перезвон колокольчиков.)

В.Почему такой высокий голос у царевны? (Показаны ее не­досягаемость, красота, необычность.)

В.Картины передают эти ощущения?

СЛАЙД№11


В.Что взято за основу всех произведений? (Сказка.)


В.Верно ли мы выбрали эпиграф к уроку? Почему? (Песня Белочки подчеркивает фольклорный или народный источник всех произведений, какие мы сегодня слушали и смотрели.)

В.Что объединяет все виды искусства? (Создание художест­венного образа.)


Верно ли утверждение, что:

автором оперы является Н. А. Римский-Корсаков ;

литературная сказка А.С.Пушкина написана прозой ;

художники М. Врубель, И. Билибин рисовали иллюстрации и картины к «Сказке о царе Салтане...» ;

сказка А. С. Пушкина является фольклорной ;

песню Белочки сочинил А.С. Пушкин;

и в литературной сказке, и в опере звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде...» .

Все виды искусства создают художественные образы, ко­торые мы любим читать, слушать, смотреть, исполнять.

Очень красиво исполним песню: «Живет повсюду красота» понимая, что там где красота - там доброта, их разлучить ничто не может. Будем исполнять передавая чувство задушевности, лиризм и еще раз ощутим близость музыкального и литературного языка.


СЛАЙД№12


ВЫВОД: На уроке мы наблюдали примеры содружества искусств. Искусства различны, темы, которые они раскрывают едины. И поэты, и композиторы, и художники черпают свое вдохновение в жизни, поэтому мы находим много общего между видами искусства. Литературные произведения искусства способны рождать живописные и музыкальные образы. Сокровища литературного творчества - неисчерпаемый источник художественной красоты и вдохновения для композиторов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где презентация?

13 January 2020