Конспект урока «Сказка – хранительница народной мудрости» по проекту «Тайна сказки»» (Чтение, 4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока «Сказка – хранительница народной мудрости» по проекту « Тайна сказки»
Е. Патаракин
Мотивация: Содержание урока явится связующим звеном между восприятием фольклорной сказки и определением идеи народной мысли о необходимости создавать своими руками счастье.
Цель: создать условия для формирования культуроведческой, коммуникативной компетенции.
Задачи:
Учащиеся вспомнят, что сказка - это жанр фольклора и литературы, вид устных повествований с фантастическим вымыслом, которые сначала были связаны с мифами.
Учащиеся выделят особенности русской народной сказки, оценят актуальность сказок.
Учащиеся убедятся в необходимости слушать и уважать мнение другого человека.
Обобщить знание обучающихся по теме "Сказка".
Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.
Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;
Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;
Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.
Прививать любовь к сказкам и их героям.
Сформулировать критерии к самостоятельной работе после этого урока.
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
- вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
- самостоятельное приобретение новых знаний;
- постановка и формулировка своей темы, личностная мотивация выбора;
- организация деятельности учащихся как индивидуальной, так и групповой.
Реализация плана
Демонстрация словарей.
– Какие книги лежат у вас на столах? (словари, справочники)
– Чем они похожи? (в них даётся описание слов)
– Зачем так много словарей на свете? Может достаточно одного? (нет, каждый выполняет свою функцию)
– Какие функции выполняет каждый? Фразеологический? Словарь крылатых слов? Этимологический? Толковый?
– Что нам дают словари? (информацию)
– Как по другому можно сказать «информация»? (справка)
– Если справка, то как будет называться литература такого рода? (справочная литература)
– Итак, словари нам нужны, чтоб не заблудиться в мире знаний, в мире слов. Я приглашаю вас в прекрасный мир сказок. (слайд 1)
Постановка проблемы. Решение о необходимости создать справочник сказочных героев.
– Что же такое сказка? (слайд 2)
– Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок. Прекрасная страна. (слайд 3) И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Вечные сказки – народные сказки. В них спрятана волшебная сила. А вот какая – мы должны разобраться…
– Если мы попали в сказку, в такое огромное государство, то мы можем заблудиться. Мы должны ориентироваться в нём, должны понимать главных героев, знать, что от них ждать, представлять как они выглядят, отличать положительных героев от отрицательных (слайд 4)
– Главные герои в сказках не одинаковы. А люди? Все ли люди на свете одинаковы?
– Чем отличаются люди друг от друга? (именами, внешним видом)
– А сказочные герои? (тем же самым)
– Есть ли среди наших словарей такой, который поможет нам в этом? Не даст заблудиться в Стране Сказок? Словарь, который не позволит нам перепутать добрых героев от злых? (нет)
– А вообще? Может вы такой встречали где-нибудь еще?(Есть, но очень мало)
–Что же можно сделать? Как выйти из этой ситуации? Ведь без ориентира нам сложно будет путешествовать по стране Сказок. (слайд 5)
Обсуждение в парах возможности решения данной проблемы. Предложение найти его или сделать самим.
– Итак, трудно найти справочник сказок, но его можно создать самим.
Составление досье на главного героя
– Как мы можем это сделать? С чего начнём? (Запутанные ответы детей)
– Как устроены словари и справочники? (слово и его описание)
– Давайте подумаем. Все люди похожи друг на друга: две руки, две ноги, одна голова, умеем говорить думать. А есть ли в каждом что-то своё, не похожее на других? Что это, по вашему мнению? Обсудите ваши предположения в парах. (слайд 6)
– А может ли это всё быть характеристикой главного героя сказки?
– Как описать сказочного героя или человека мы уже знаем.
– Кто мне напомнит, в какой школе мы учимся? (школа №266 с углубленным изучением французского языка)
– Так вот во Франции такое описание человека, героя, персоны называется досье (слайд 7)
– Итак, чтобы описать главного героя сказки нам надо составить на него досье.
Планирование работы
– Мы решили составить справочник. Необходимо спланировать работу. Как должен выглядеть наш справочник? (в виде книги) (слайд 8)
– Переплёт может быть твёрдый и мягкий. Какой нам выбрать? Почему? Текст должен быть рукописный или напечатан на компьютере? (слайд 9)
– Где можно брать информацию для составления досье на героя? (библиотека, сказки, интернет, интервью, спросить у учителя, у родственников, у специалистов, личные наблюдения, документы, стихи, рисунки художников, мультфильмы, фильмы)
– Как назовём наш справочник? (справочник сказочных досье)
– Как будет выглядеть наш справочник внутри? (титульный лист, название, краткое содержание, чтоб привлечь читателей к нашей книге, оглавление, досье в алфавитном порядке, и рамочка для них, список используемой литературы)
– Посмотрите на справочники и словари еще раз. Что не хватает еще на ваш взгляд? (иллюстраций)
– где их можно взять? (картины художников, фотографии актёров из кино, рисунки детей)
– Сколько их может быть на одного героя? Почему?(3-4, чтобы дать полное представление о сказочном герое)
– Зачем нужны иллюстрации? (привлекает внимание читателя, интереснее, выделяет статью из множества других)
– Итак, мы с вами определили: название справочника, внешний вид книги, её структру, элементы оформления.
Составление примерного досье героя по сказке «Царевна-лягушка».
а) определение структуры страницы.
– Чтобы вам было понятно, мы сейчас постараемся сделать такое досье в классе. Ведь для того, чтобы у нас всё получилось, нам надо научиться работать с материалом.
– Какую сказку мы недавно с вами прочитали? (Царевна-лягушка)
– Кто главная героиня? Попробуем на неё составить досье. (слайд 10)
– Как должна выглядеть страница? (рамочка)
– Где должно располагаться название страницы? (вверху)
Обсуждение внешнего вида страницы по презентационному слайду.
– Итак, заготовка страницы готова.
б) заполнение страницы на примере одного героя.
– На ваших столах лежат отрывки из сказки «Царевна-лягушка». Прочитайте вместе со своим соседом по парте и обсудите: что из данных отрывков можно записать в наше досье? Время выполнения 3 минуты.
– Вот так будет выглядеть страница нашего справочника сказочного досье.
Распределение работы для домашнего исследования.
– А много ли героев в нашей сказке? Кто они?
– Можно ли на них составить досье?
– Чтобы страницы в нашем справочнике не повторялись, мы должны выбрать себе одного героя, с которым вы будете работать дома. Я помогу вам в этом.
– Что у меня в руке? (колчан)
– На каждой стреле имя героя. Выберете со своим соседом себе стрелу, но кто именно на ней написан должны знать только вы с соседом по парте, чтобы всем было интересно.
– Обсудите в паре, кто из вас будет дома искать иллюстрацию героя, а кто будет составлять досье. Но помните! (слайд 11) Время обсуждения 1 минута
– Для тех, кто будет составлять досье, я приготовила памятки, чтобы вы не запутались и шаблон будущего досье.
– Ваша работа в парах должна быть оценена по пяти критериям. Какие критерии можно составить оценки вашей работы? (Дети разрабатывают сами критерии самооценки) (Приложение 1)
Итог урока.
– Итак, подведём итог нашей работы сегодня.
Мы решили составить справочник сказочного досье. Зачем?
Мы научились составлять страницу справочника.
У каждой пары есть свой герой, на которого будем составлять досье.
– Но бесконечно работать мы не можем. Как распределить время? (слайд 12) Все свои наработки мы должны принести через неделю 5 мая.
– Чтобы контролировать наше работу, вы можете заполнить отчёт о том, как вы работали.
– На этом наша работа на сегодня закончена.Вы хорошо потрудились. Я вами довольна. Урок окончен. Желаю успехов.
Приложение 1
Критерии самооценки учащихся.
Внимательно слушал задание учителя.
Смог самостоятельно отобрать нужный материал.
Творчески оформил работу.
Делал работу с удовольствием.
Заранее подготовился к защите своего проекта.
Приложение 1
Приложение 2
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Имя. Пол. Адрес проживания. Место рождения. Краткая биография. Род занятий. Описание внешности. Описание характера. Список увлечений. Семейное положение. Состояние здоровья. Способ передвижения |
Приложение 3
Отчет о выполнении проекта
Фамилия, имя____________________________________________________
Название проекта_________________________________________________
__________________________________________________________________
Почему я начал работу над проектом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего я работал над проектом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой продукт я хочу получить?
__________________________________________________________________
Как я работал над проектом:
Дата |
Что делал |
Затрачено
времени |
Вопрос \ затруднение |
Консультант |
Помощь |
Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
_________________________________________________________________
Удалось ли мне достигнуть поставленной цели и задачи?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что нового я узнал, чему научился?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие трудности встретились?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что показалось наиболее интересным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои впечатления от работы над проектом
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сафронова Елена Леонидовна
Федорова Людмила Владимировна
Алина Яковлевна Корогод
Федорова Людмила Владимировна
Алина Яковлевна Корогод
Федорова Людмила Владимировна
Алина Яковлевна Корогод
Федорова Людмила Владимировна