Конспект урока «Сказка – хранительница народной мудрости» по проекту «Тайна сказки»» (Чтение, 4 класс)

8
8
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока «Сказка – хранительница народной мудрости» по проекту « Тайна сказки»

Е. Патаракин


 

Мотивация: Содержание урока явится связующим звеном между восприятием фольклорной сказки и определением идеи народной мысли о необходимости создавать своими руками счастье.

Цель: создать условия для формирования культуроведческой, коммуникативной компетенции.

Задачи:

Учащиеся вспомнят, что сказка - это жанр фольклора и литературы, вид устных повествований с фантастическим вымыслом, которые сначала были связаны с мифами.

Учащиеся выделят особенности русской народной сказки, оценят актуальность сказок.

Учащиеся убедятся в необходимости слушать и уважать мнение другого человека.

Обобщить знание обучающихся по теме "Сказка".

Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.

Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;

Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;

Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.

Прививать любовь к сказкам и их героям.

Сформулировать критерии к самостоятельной работе после этого урока.

Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:

- вовлечение учащихся в различные виды деятельности;

- самостоятельное приобретение новых знаний;

- постановка и формулировка своей темы, личностная мотивация выбора;

- организация деятельности учащихся как индивидуальной, так и групповой.


 

Реализация плана

Демонстрация словарей.

– Какие книги лежат у вас на столах? (словари, справочники)

– Чем они похожи? (в них даётся описание слов)

– Зачем так много словарей на свете? Может достаточно одного? (нет, каждый выполняет свою функцию)

– Какие функции выполняет каждый? Фразеологический? Словарь крылатых слов? Этимологический? Толковый?

– Что нам дают словари? (информацию)

– Как по другому можно сказать «информация»? (справка)

– Если справка, то как будет называться литература такого рода? (справочная литература)

– Итак, словари нам нужны, чтоб не заблудиться в мире знаний, в мире слов. Я приглашаю вас в прекрасный мир сказок. (слайд 1)

Постановка проблемы. Решение о необходимости создать справочник сказочных героев.

– Что же такое сказка? (слайд 2)

– Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок. Прекрасная страна. (слайд 3) И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Вечные сказки – народные сказки. В них спрятана волшебная сила. А вот какая – мы должны разобраться…

– Если мы попали в сказку, в такое огромное государство, то мы можем заблудиться. Мы должны ориентироваться в нём, должны понимать главных героев, знать, что от них ждать, представлять как они выглядят, отличать положительных героев от отрицательных (слайд 4)

– Главные герои в сказках не одинаковы. А люди? Все ли люди на свете одинаковы?

– Чем отличаются люди друг от друга? (именами, внешним видом)

– А сказочные герои? (тем же самым)

– Есть ли среди наших словарей такой, который поможет нам в этом? Не даст заблудиться в Стране Сказок? Словарь, который не позволит нам перепутать добрых героев от злых? (нет)

– А вообще? Может вы такой встречали где-нибудь еще?(Есть, но очень мало)

–Что же можно сделать? Как выйти из этой ситуации? Ведь без ориентира нам сложно будет путешествовать по стране Сказок. (слайд 5)

Обсуждение в парах возможности решения данной проблемы. Предложение найти его или сделать самим.

– Итак, трудно найти справочник сказок, но его можно создать самим.

Составление досье на главного героя

– Как мы можем это сделать? С чего начнём? (Запутанные ответы детей)

– Как устроены словари и справочники? (слово и его описание)

– Давайте подумаем. Все люди похожи друг на друга: две руки, две ноги, одна голова, умеем говорить думать. А есть ли в каждом что-то своё, не похожее на других? Что это, по вашему мнению? Обсудите ваши предположения в парах. (слайд 6)

– А может ли это всё быть характеристикой главного героя сказки?

– Как описать сказочного героя или человека мы уже знаем.

– Кто мне напомнит, в какой школе мы учимся? (школа №266 с углубленным изучением французского языка)

– Так вот во Франции такое описание человека, героя, персоны называется досье (слайд 7)

– Итак, чтобы описать главного героя сказки нам надо составить на него досье.

Планирование работы

– Мы решили составить справочник. Необходимо спланировать работу. Как должен выглядеть наш справочник? (в виде книги) (слайд 8)

– Переплёт может быть твёрдый и мягкий. Какой нам выбрать? Почему? Текст должен быть рукописный или напечатан на компьютере? (слайд 9)

– Где можно брать информацию для составления досье на героя? (библиотека, сказки, интернет, интервью, спросить у учителя, у родственников, у специалистов, личные наблюдения, документы, стихи, рисунки художников, мультфильмы, фильмы)

– Как назовём наш справочник? (справочник сказочных досье)

– Как будет выглядеть наш справочник внутри? (титульный лист, название, краткое содержание, чтоб привлечь читателей к нашей книге, оглавление, досье в алфавитном порядке, и рамочка для них, список используемой литературы)

– Посмотрите на справочники и словари еще раз. Что не хватает еще на ваш взгляд? (иллюстраций)

– где их можно взять? (картины художников, фотографии актёров из кино, рисунки детей)

– Сколько их может быть на одного героя? Почему?(3-4, чтобы дать полное представление о сказочном герое)

– Зачем нужны иллюстрации? (привлекает внимание читателя, интереснее, выделяет статью из множества других)

– Итак, мы с вами определили: название справочника, внешний вид книги, её структру, элементы оформления.

Составление примерного досье героя по сказке «Царевна-лягушка».

а) определение структуры страницы.

– Чтобы вам было понятно, мы сейчас постараемся сделать такое досье в классе. Ведь для того, чтобы у нас всё получилось, нам надо научиться работать с материалом.

– Какую сказку мы недавно с вами прочитали? (Царевна-лягушка)

– Кто главная героиня? Попробуем на неё составить досье. (слайд 10)

– Как должна выглядеть страница? (рамочка)

– Где должно располагаться название страницы? (вверху)

Обсуждение внешнего вида страницы по презентационному слайду.

– Итак, заготовка страницы готова.

б) заполнение страницы на примере одного героя.

– На ваших столах лежат отрывки из сказки «Царевна-лягушка». Прочитайте вместе со своим соседом по парте и обсудите: что из данных отрывков можно записать в наше досье? Время выполнения 3 минуты.

– Вот так будет выглядеть страница нашего справочника сказочного досье.

Распределение работы для домашнего исследования.

– А много ли героев в нашей сказке? Кто они?

– Можно ли на них составить досье?

– Чтобы страницы в нашем справочнике не повторялись, мы должны выбрать себе одного героя, с которым вы будете работать дома. Я помогу вам в этом.

– Что у меня в руке? (колчан)

– На каждой стреле имя героя. Выберете со своим соседом себе стрелу, но кто именно на ней написан должны знать только вы с соседом по парте, чтобы всем было интересно.

– Обсудите в паре, кто из вас будет дома искать иллюстрацию героя, а кто будет составлять досье. Но помните! (слайд 11) Время обсуждения 1 минута

– Для тех, кто будет составлять досье, я приготовила памятки, чтобы вы не запутались и шаблон будущего досье.

– Ваша работа в парах должна быть оценена по пяти критериям. Какие критерии можно составить оценки вашей работы? (Дети разрабатывают сами критерии самооценки) (Приложение 1)

Итог урока.

– Итак, подведём итог нашей работы сегодня.

Мы решили составить справочник сказочного досье. Зачем?

Мы научились составлять страницу справочника.

У каждой пары есть свой герой, на которого будем составлять досье.

– Но бесконечно работать мы не можем. Как распределить время? (слайд 12) Все свои наработки мы должны принести через неделю 5 мая.

– Чтобы контролировать наше работу, вы можете заполнить отчёт о том, как вы работали.

– На этом наша работа на сегодня закончена.Вы хорошо потрудились. Я вами довольна. Урок окончен. Желаю успехов.

Приложение 1

Критерии самооценки учащихся.

Внимательно слушал задание учителя.


 

Смог самостоятельно отобрать нужный материал.


 

Творчески оформил работу.


 

Делал работу с удовольствием.


 

Заранее подготовился к защите своего проекта.

Приложение 1

Приложение 2

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения

Имя.

Пол.

Адрес проживания.

Место рождения.

Краткая биография.

Род занятий.

Описание внешности.

Описание характера.

Список увлечений.

Семейное положение.

Состояние здоровья.

Способ передвижения


 

Приложение 3

Отчет о выполнении проекта

Фамилия, имя____________________________________________________

Название проекта_________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему я начал работу над проектом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего я работал над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой продукт я хочу получить?

__________________________________________________________________

Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос \ затруднение

Консультант

Помощь

           
           
           
           
           

Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________

Удалось ли мне достигнуть поставленной цели и задачи?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что нового я узнал, чему научился?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие трудности встретились?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что показалось наиболее интересным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои впечатления от работы над проектом

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Предварительный просмотр презентации

СКАЗКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ «Что за золото , что за прелесть эти сказки» А.С.Пушкин

Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях

Сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

Кто же «населяет» сказку?

Обсуждаем Что будем делать?

Досье (фр. dossier) – документы и материалы, относящиеся к какому-либо делу, а так же папка с этими материалами. Делается на персоны и показывает краткую биографию, основные события и связи этих персон. Основная мысль – показать, что собой представляет персона, её слабые и сильные стороны, как с ним общаться, что можно ожидать.

Планируем работу 1) Что искать? 2) Где искать? 3) В какой форме представить?

Пол Адрес проживания Место рождения Краткая биография Род занятий Описание внешности Описание характера Список увлечений Семейное положение Состояние здоровья Способ передвижения Имя, фамилия, отчество Картинка

Имя: Царевна-Лягушка Она же: Василиса Премудрая Она же: Святая Софья (прообраз) Пол: женский Адрес проживания: болото Место рождения: Царство Кощея Краткая биография: отец – Кощей Бессмертный Род занятий: домохозяйка, идеальная жена Описание внешности: лягушка, красивая девушка Описание характера: отзывчивая, добрая,хитрая Список увлечений: волшебство Семейное положение: замужем за Иваном-царевичем Состояние здоровья: заколдована Способ передвижения: в коробчонке

Распределяем работу Что я хочу и могу взять на себя? За что я берусь отвечать? Кто может мне помочь?

Как распределить время? Сколько времени у нас есть? К какому сроку надо представить собранный материал в группу для обсуждения?

Время работы над проектом АПРЕЛЬ МАЙ Понедельник 25 2 10 17 Вторник 26 3 11 18 Среда 27 4 12 19 Четверг 28 5 13 20 Пятница 29 6 14 21 Суббота 30 7 15 22 Воскресенье 1 8 16 23

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Людмила Владимировна! Спасибо большое за интересный материал. Обязательно попробую провести такой урок. Интересно, как дети распределяют между собой д.з. Ведь "искать иллюстрацию героя и составлять досье", занимает разное время и требует разных усилий...

3 November 2017

да!!! мне очень понравилось проводить этот урок!!! Сколько было эмоций!!!! Я не ожидала!!! А конечный продукт был выше моих ожиданий!!!! Надеюсь вы поделитесь своим результатом))) Мне теперь интересно как это прошло на другом классе...Пришлите фото, если вы все-таки решитесь на эксперимент)))Буду ждать))

4 November 2017

Уважаемая Людмила Владимировна! Материал интересный. Спасибо! Но почему в целях и задачах урока ничего нет о работе со справочным материалом?

5 November 2017

Почему! В пятой задаче я об этом написала. "Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа." На мой взгляд это и предполагает работу со справочным материалом. Или вы не согласны со мной? Или вы считаете что я просто должна дополнить задачи урока и указать конкретно "справочный материал"? Жду вашего ответа с нетерпением.

5 November 2017

Добрый вечер! Людмила Владимировна, Вы весь урок работаете со словарями и, на мой взгляд, это не задача: "Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа." Это огромная и очень важная метапредметная задача: учить работать со словарями, знать их разнообразие, структуру и т.д. Этим Вы учите детей быстро, правильно и самостоятельно находить информацию. Этим мало кто занимается, а Вы молодец: полностью посвятили этому урок!!!

5 November 2017

Спасибо за замечание и поддержку. Как вы считаете, стоит немного подкорректировать задачи или оставить всё как есть?

5 November 2017

Теперь для конкурса не стоит. А на будущее в работе - да!!!

5 November 2017

Спасибо)))) А как бы Вы, с вашим богатым опытом, пополнили пробел в недоработке обоснования задач в моём уроке?

5 November 2017