Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Герои сказки. Особенности литературной сказки»
Конспект урока по литературному чтению.2 класс УМК «Перспектива»
Тема: А. С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».Герои сказки .Особенности литературной сказки.
Цель: начать работу по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»;развивать умение выразительно читать произведение ,передавая интонацией настроение ;учить детей делить текст на части ,выделять главную мысль: обогащать словарный запас; воспитывать доброту ,милосердие; учить характеризовать героев по плану, отличать сказку от других произведений.
УУД: познавательные- выполнять учебно-познавательные действия ,выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чувства героев ;выделять основную мысль произведения; делать выводы и обобщения;
коммуникативные-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
регулятивные- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги писателя, карточки для игры «Поймай рыбку».
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2.Речевая разминка.
Произнесите скороговорку в разном темпе(медленно- средне- быстро).
Избушка на курьих ножках Бежит по узкой дорожке.
3.Актуализация знаний.
Нет волшебные русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер самолет . Нет не праздные люди те сказки слагали А провидцы в чьих замыслах правда живет.
-О каком литературном жанре говориться в стихотворении?(о сказках) -Назовите приметы русских волшебных сказок?(зачин –концовка ,волшебные герои и предметы, сказочные повторы) -На какие две группы делятся сказки?(народные и авторские) -Чем отличаются народные сказки от авторских? –Среди авторов русских сказок есть особенный, знакомый с раннего детства. Догадайтесь о ком идет речь, после того как я назову некоторые слова из его сказок.»Дуб зеленый ,русалка ,кот, песнь заводит» . -Конечно же это знаменитый на весь мир поэт и писатель гордость нашей русской литературы А. С. Пушкин. С его жизнью и творчеством мы познакомились вчера.
4.Самоопределение к деятельности.
Сейчас потолкуем о сказке такой Тут синее море ,тут берег морской Старик выйдет к морю ,он невод забросит Кого-то поймает и что-то попросит О жадной старухе рассказ здесь пойдет А жадность ребята к добру не ведет.
–Вы наверное уже догадались какую сказку мы будем сегодня читать?
5.Работа по теме урока.
Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.
Часть 1. –Где жили старик со старухой?
Часть 2-3.-Как старуха отреагировала на рассказ старика? -Сколько лет они прожили вместе? -Что случилось со стариком? - Как вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к свершившемуся чуду? -Почему старик отпустил золотую рыбку? -Как вела себя рыбка по отношению к старику?
Часть 4-5.-Чего захотелось старухе после того ,как она получила корыто? –Как вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает?
Часть 6-8.-Какое новое желание появилось у старухи? –Что увидел старик, вернувшись домой? -Как старуха отнеслась к старику ?Почему?
6.Физкультминутка.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! Бег на месте !Веселей ! И быстрей, быстрей, быстрей ! Делаем вперед наклоны- Раз-два-три- четыре- пять! Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять! Начинаем приседать Раз-два-три- четыре- пять! А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе! Руки к солнышку потянем Р Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться, Да прилежно !Не лениться!
7.Продолжение работы по теме урока.
Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.
Часть9-11.-Кем теперь захотела быть старуха? -Из каких слов мы видим отношение автора к старухе? -Почему желание старухи испугало старика? -Что означает фраза «Ни ступить, ни молвить не умеешь!»? -Выполнила ли желание рыбка? -Как изменилась старуха? -Кто такой невежа? -Как вы понимаете выражение «Не садись не в свои сани!»?
Часть 12-14.Какое новое желание появилось у старухи? -Пытался ли старик вразумить, остановить старуху? -Чем закончилась сказка? - Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? - Понравился ли вам конец сказки?
8.Рефлексия.
Игра «Поймай рыбку». На доске прикреплены рыбки, на обороте каждой рыбки написан вопрос. Игроки по очереди выходят к доске, берут рыбку ,отвечают на вопрос. Если ответ верный команда поймала рыбку, если нет- отвечает другая команда.
Вопросы: -Как называется сказка ,которую мы прочитали ?Кто её автор? – Какая это сказка?(авторская) – Где жили старик со старухой? -С чем впервый раз пришел невод? -С чем второй раз пришел невод? - В чем стояла старуха-дворянка на крыльце? - Что сделала старуха в гневе, когда пожелала быть царицей? -Что держит стража царицы на плечах? -Что ела старуха-царица?
9.Подведение итогов. -С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему ? -Что у вас получилось? -Чему учились на уроке?
Домашнее задание.
Выразительно читать сказку.