Конспект урока литературного чтения «Тайна сказки» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 1 May 2019 в группе

Предмет / Класс

Литературное чтение, 3 класс

Тема занятия

«Тайна сказки»

Цель занятия

создание условий для формирования культуроведческой и коммуникативной компетенции.

Задачи занятия

обучающая: учить самостоятельное приобретать новые знания; учить в ходе проектной деятельности постановке и формулировке своей темы;

развивающая: развивать навыки осознанного чтения; развивать навыки проектной работы;

воспитательная: воспитывать умение организовать свою деятельность — как индивидуальную, так и групповую; воспитывать стремление к самостоятельности (NB! Содержание занятия выступает связующим звеном между восприятием фольклорной сказки и определением мысли о необходимости создавать счастье своими руками.);

здоровье сберегающая: формировать через вовлечение учащихся в различные виды деятельности восприятие ими их учебной работы как психологически комфортного действия.

Планируемые результаты

Предметные

проникновение в суть фольклорного текста.

Метапредметные

навыки проектной деятельности.

Личностные

стремление к самостоятельности.

Технологии, методы

Проектная технология

система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [1].

Технология проблемного диалога

тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа, которая как ни одна другая позволяет реализовать требования ФГОC [2].

Технология АМО

(ее элементы)

система активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала; предполагает строго определенную структуру для уроков различного типа [3].

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

Метод экспертной оценки

наблюдение и фиксирование учителем динамики развития каждого ученика.

Метода самооценки

рефлексия учащихся по результатам занятия (в стиле АМО «Четыре я»).

Оборудование

мультимедийная доска для демонстрации презентации к занятию, словари, раздаточный материал, представленный в Приложении к разработке.

 

 

Этап занятия

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

для этапа

1

Оргмомент

Приветствует детей. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на рабочий лад урока.

Регулятивные:

- прогнозирование.

2

Планирование деятельности

Создает проблемную ситуацию:

- Какие книги лежат у вас на столах?

- Чем они похожи?

- Зачем так много словарей на свете? Может достаточно одного?

- Какие функции выполняет каждый? Фразеологический? Словарь крылатых слов? Этимологический? Толковый?

- Что нам дают словари?

- Как по другому можно сказать «информация»?

- Если справка, то как будет называться литература такого рода?

- Итак, словари нам нужны, чтобы не заблудиться в мире знаний, в мире слов. Я же приглашаю вас в прекрасный мир сказок.

 

- Что же такое сказка?

 

- Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство — Страна Сказок. Прекрасная страна. И кто хоть раз побывал в ней, останется ее пленником навеки. Вечные сказки — народные сказки. В них спрятана волшебная сила. А вот какая — мы и должны разобраться… Если мы попали в сказку, в такое огромное государство, то мы можем заблудиться. Мы должны ориентироваться в нем, должны понимать главных героев, знать, чего от них ждать, представлять, как они выглядят, отличать положительных героев от отрицательных. Главные герои в сказках не одинаковы. А люди? Все ли люди на свете одинаковы?

- Чем отличаются люди друг от друга?

 

- А сказочные герои?

- Есть ли среди наших словарей такой, который поможет нам в этом? Не даст заблудиться в Стране Сказок? Словарь, который не позволит нам спутать добрых героев со злыми?

- А вообще? Может вы такой встречали где-нибудь еще?

- Что же можно сделать? Как выйти из этой ситуации? Ведь без ориентира нам сложно будет путешествовать по Стране Сказок.

 

- Итак, трудно найти справочник сказок, но его можно создать самим.

Отвечают на вопросы:

- Словари, справочники.

- В них дается описание слов.

- Нет, каждый выполняет свою функцию.

Предполагают функции словарей.

 

Отвечают на вопросы:

- Информацию.

- Справка.

- Справочная литература.

 

 

- Это нечто необычное. Место, где происходят чудеса.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

- Нет. Все люди разные.

 

- Именами, внешним видом, характером.

- Тем же самым.

- Нет.

 

 

 

- Нет.

Предлагают способы решения возникшей проблемы. Приходят к выводу, что необходимо составить

справочник сказок.

Личностные:

- смыслообразование.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Открытие нового знания

- Как мы можем это сделать? С чего начнем?

 

 

- Как устроены словари и справочники?

- Давайте подумаем. Все люди похожи друг на друга: две руки, две ноги, одна голова, умеем говорить, думать. А есть ли в каждом что-то свое, не похожее на других? Что это, по вашему мнению? Обсудите ваши предположения в парах.

- А может ли это все быть характеристикой главного героя сказки?

Как описать сказочного героя или человека мы уже знаем.

- Кто мне напомнит, в какой школе мы учимся?

 

- Так вот во Франции такое описание человека, героя, персоны называется досье. Итак, чтобы описать главного героя сказки, нам надо составить на него досье.

 

- Мы решили составить справочник. Необходимо спланировать работу. Как должен выглядеть наш справочник?

- Переплет может быть твердый и мягкий. Какой нам выбрать? Почему? Текст должен быть рукописный или напечатан на компьютере?

- Где можно брать информацию для составления досье на героя?

 

 

 

 

- Как назовем наш справочник?

 

 

 

 

- Как будет выглядеть наш справочник внутри?

 

 

 

 

 

- Посмотрите на справочники и словари еще раз. Чего не хватает еще, на ваш взгляд?

- Где их можно взять?

 

- Сколько их может быть на одного героя? Почему?

- Зачем нужны иллюстрации?

 

 

- Итак, мы с вами определили:

название справочника,

внешний вид книги,

ее структуру,

элементы оформления.

 

Составление примерного досье героя по сказке «Царевна-лягушка».

а) определение структуры страницы.

- Чтобы вам было понятно, мы сейчас постараемся сделать такое досье в классе. Ведь для того, чтобы у нас все получилось, нам надо научиться работать с материалом.

- Какую сказку мы недавно с вами прочитали? Кто главная героиня? Попробуем на нее составить досье.

- Как должна выглядеть страница?

- Где должно располагаться название страницы?

Обсуждение внешнего вида страницы по презентационному слайду.

- Итак, заготовка страницы готова.

б) заполнение страницы на примере одного героя.

- На ваших столах лежат отрывки из сказки «Царевна-лягушка» [4]. Прочитайте вместе со своим соседом по парте и обсудите: что из данных отрывков можно записать в наше досье?

- Вот так будет выглядеть страница нашего справочника сказочного досье.

Распределение работы для домашнего исследования.

- А много ли героев в нашей сказке? Кто они?

 

 

- Можно ли на них составить досье?

- Чтобы страницы в нашем справочнике не повторялись, мы должны выбрать себе одного героя, с которым вы будете работать дома. Я помогу вам в этом. Что у меня в руке?

- На каждой стреле имя героя. Выберите со своим соседом себе стрелу, но кто именно на ней написан, должны знать только вы с соседом по парте, чтобы всем было интересно.

- Обсудите в паре, кто из вас будет дома искать иллюстрацию героя, а кто будет составлять досье. Для тех, кто будет составлять досье, я приготовила памятки, чтобы вы не запутались и шаблон будущего досье.

Предлагают варианты начала работы.

Отвечают на вопрос:

- Слово и его описание.

Обсуждают вопрос учителя в парах.

 

 

Отвечают на вопросы:

- Да, может.

 

 

 

- Школа №266 с углубленным изучением французского языка.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос:

- В виде книги.

 

Предлагают свои варианты оформления справочника.

Отвечают на вопрос:

- Библиотека, сказки, Интернет, интервью, спросить у учителя, у родственников, у специалистов, личные наблюдения, документы, стихи, рисунки художников, мультфильмы, фильмы.

Предлагают свои варианты. Выбирают лучший вариант названия. Например, «Справочник сказочных досье».

Отвечают на вопросы:

- Титульный лист, название, краткое содержание, чтоб привлечь читателей к нашей книге, оглавление, досье в алфавитном порядке и рамочка для них, список используемой литературы.

- Иллюстраций

 

- Картины художников, фотографии актеров кино, рисунки детей.

- 3-4, чтобы дать полное представление о сказочном герое.

- Привлекают внимание читателя, интереснее, выделяет статью из множества других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

- «Царевна-лягушка».

 

 

- Рамочка.

- Вверху.

 

 

 

 

 

Читают отрывок из сказки. Обсуждают с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

Перечисляют героев сказки «Царевна-лягушка».

Отвечают на вопросы:

- Да.

 

 

 

- Колчан.

Вытягивают стрелу. Смотрят, что на ней написано.

 

 

Обсуждают поставленный вопрос.

 

Получают памятки.

Личностные:

- самоопределение.

Регулятивные:

- планирование;

- прогнозирование.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

4

Вывод по проблеме. Оценивание

- Итак, подведем итог нашей работы сегодня.

1) Мы решили составить справочник сказочного досье. Зачем?

2) Мы научились составлять страницу справочника.

3) У каждой пары есть свой герой, на которого будем составлять досье.

- Но бесконечно работать мы не можем. Как распределить время?

Все свои наработки мы должны принести через неделю, 5 мая.

- Чтобы контролировать свою работу, вы можете заполнить отчет о том, как вы работали.

 

Оценивает результат работы на занятии.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты.

 

 

 

Получают бланк для заполнения.

 

 

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов ее решения, принятие решения и его реализация.

5

Рефлексия

Проводит рефлексию в стиле АМО «Четыре я».

 

Отвечают на вопросы АМО «Четыре я»:

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя…

Я смогу применить …

Регулятивные:

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6

Домашнее задание

Диктует домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные:

- саморегуляция.

 

Литература

1. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №6.

2. Козлицкая И. В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД. Мастер-класс // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №4.

3. Ситдикова Г. Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014.

4. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957—1958.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.