12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко С.И.56
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Конспект урока « В рыцарском замке»


Цели урока: познакомить с замком феодала, снаряжением рыцарей ,их развлечениями;создать условия для формирования представления о моральных ценностях, нормах и установках феодалов

Планируемые результаты:

предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы истори­ческого анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргумен­тировать собственные версии и личностные позиции в отноше­нии дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем и другими учащимися; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести;

личностные УУД: формировать способность к волевому усилию

в преодолении трудностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.


Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, проектор


Тип урока: урок открытия нового знания


Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная


Ход урока

1.Организационный момент.


2. Мотивационно-целевой этап

Когда-то, в Средние века,

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой И на турниры ехали.

Но вот уж много лет назад Не стало их на свете.


Но так лишь только говорят,

Я не согласна с этим.

Образ средневекового рыцаря многократно был описан в романах, его образу было посвящено множество фильмов. Наряду с достоверными фактами в произведениях ,посвящённых рыцарству, встречаются недостоверные факты. Наш урок позволит выяснить ,какими были средневековые рыцари в действительности.

3.Актуализация знаний

У каждого ряда на парте находится лист бумаги. На данном листе вашему ряду необходимо написать слова ,связанные с темой «Рыцарь» .Победителем в игре становится тот ряд, которому удалось написать наибольшее количество слов по заданной теме.

Ребят, как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке? (дети озвучивают свои вопросы и фиксируют их на доске)

Формулирование проблемных вопросов урока.(предположительно озвученных обучающимися)

Для чего рыцари строили замки, насколько они были неприступными?

Чем занимались средневековые рыцари, какое занятие было для них основным? Каково было понимание рыцарской чести? Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Объявление темы урока ,хода занятий.

Тема урока : «В рыцарском замке»

План урока

1.Жизнь и быт рыцарей – феодалов

А) замок феодала;

Б) снаряжение рыцаря;

В) воспитание рыцаря;

Г) развлечения рыцарей.

2. «Позор и срам мне не страшны-не кончина».


4. Открытие нового знания.

1.Жизнь и быт рыцарей – феодалов

Первые рыцарские замки появились в Х веке, через столетие в Европе наблюдалось их массовое строительство. Изначально замок являлся деревянной прямоугольной башней (донжоном)(Обучающие по руководством учителя фиксируют понятие в свои тетради).Донжон возводился на высоком холме, который мог быть естественным или насыпным. Замок рыцаря был окружён валом, полисадом и рвом. Предлагаю совершить путешествие в древнюю столицу Шотландии – Эдинбург и познакомиться с одним из местных замков (учебник Всеобщей истории 6 кл,стр.95).Как вы заметили, рыцарский замок был многоэтажным. Первый этаж часто был забит балластом, второй этаж выполнял роль склада, третий этаж являлся местом ,где жил хозяин замка и члены его семьи. Слуги феодала проживали этажом выше. Донжон должен был обеспечить защиту своему владельцу и выдержать неприятельскую осаду. Вход в замок проходил через подъёмный мост.В ряде замков мостов было несколько.Один мост был предназначен для всадников .а другой-для пешеходов. Мосты были подъёмными. Входу в замок также препятствовали металлические кованые решётки. Рассмотрим с вами образец ворот с подъёмным мостом на стр.95 нашего учебника. Во время осады защитники донжона лили на головы противников расплавленную смолу и свинец, сыпали песок, золу, негашёную известь. Осаждавшие ,захватив замок, учиняли грабежи и насилие.

-Вспомните, какие осадные орудия использовались в средние века?

- Какие средства могли противопоставить осадным орудиям защитники замка?

Нарисуйте осадные орудия в вашей тетради.

Снаряжение рыцаря

Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? (С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость целого стада коров), но позднее это звание стало передаваться по наследству.

Рыцарь был вооружен большим железным мечом и длинным копьем (от 3 до 4 метров в длинну). Рыцарский меч освещался у алтаря. Хозяин часто давал прозвище своему мечу и украшал его рукоять драгоценными камнями. Феодалы пользовались боевыми топорами и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен и латы – доспехи из металлических пластин.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.Вес снаряжения доходил до 50-60 кг. Познакомимся с основными элементами экипировки средневекового рыцаря на иллюстрациях ,представленных в учебнике на страницах 96-97.

Работа с терминами.

- палица, кольчуга, латы, забрало.


Воспитание рыцаря

На основе отрывков ,предложенных вам ,сделайте вывод о том, чему учили детей феодалов, какие умения наиболее ценились рыцарями.


А) в средневековой поэме о Гильоме Оранжском знатная дама отправляет письмо родственнику короля и наказывает посланцу : «Гильому отвези письмовот это.Пусть даст его прочесть он грамотеям и .выслушав .в нём каждой букве верит».

Б)Во французском романе XII века «Флуар и Бланшефлор» описывается воспитание детей феодала:

Всего в пять лет и две недели

Латынь усердьем одолели,

А на пергаменте письмо

Как бы давалось им само.

В)Д.Чосер характеризует рыцаря:

Изрядно песни складывать умел,

Умел читать он,рисовать,писать,

На копьях биться,ловко танцевать…

Проанализировав тексты источников, обучающие делают выводы, что умение писать и читать было не главным для рыцарей . Специальным умениям мальчиков обучали с детства. Основным занятием для рыцаря являлось военное искусство.

Посвящение в рыцари знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов.

Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием.

Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая.

Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

Развлечения рыцарей

Прочитайте материал п.4 «Развлечения рыцарей» на стр.97-98,отметьте знаком «галочка» (v) в тексте информацию, которая была вам известна ранее;знаком «плюс » (+) новую информацию; знаком «минус » (-) - информацию, с которой вы не согласны; знаком «вопрос » (?) - информацию, которая осталась для вас непонятной.

Анализ прочитанного

Военное дело стало занятием исключительно феодалов

Феодал сражался всю жизнь.

В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу, участвуя в рыцарских турнирах.

Место, где проходили турниры называлось ристалище.

Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов.

Они объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.

Турнир продолжался в течение 2 дней.

Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости.

В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.

Победитель выбирал королеву турнира.

Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня

Другой любимой забавой была охота

Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы.Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой.

Работа с терминами.

Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.


«Позор и срам мне не страшны-не кончина».


Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Кодекс рыцарской чести:

Рыцарь должен искать подвиги;

Бороться с врагами христианской веры;

Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

Быть справедливым и галантным.


Рефлексия и оценка

- Что нового мы узнали?

- Чему научились?

-Для чего рыцари строили замки, насколько они были неприступными?

-Чем занимались средневековые рыцари, какое занятие было для них основным?

-Каково было понимание рыцарской чести?

-Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

- Какого человека мы сейчас называем благородным?

- Какое поведение в наше время считается рыцарским?

- Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?


Задание на дом:

§12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.