12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиркова Кристина Александровна93
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Конспект внеурочного занятия


Тема

Музыкальное занятие «Щелкунчик»

Класс

1

Цель, задачи

Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыке

Задачи:

Образовательные:

Сообщить сведения о русском композиторе П. И. Чайковском, его балетах «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», о немецком писателе Э. Т. А. Гофмане, о его сказке «Щелкунчик».

Формировать знания о необычном музыкальном инструменте челесте и о других инструментах симфонического оркестра;

Формировать знания о характерных особенностях русских народных танцев и танцев других народов мира.

Развивающие:

Развивать в детях умение слышать похожее и разное, осмысливать выбор композитором средств музыкального языка при организации восприятия «Танца пастушков», «Трепака» и «Арабского танца», через сравнение средств музыкальной выразительности;

Дать возможность детям развить свои творческие способности, сочинить свой вариант окончания сюжета при слушании «Вальса цветов»;

Развивать умение детей выражать свои ощущения в пластических движениях при восприятии «Арабского танца»;

Развивать в детях ритмический слух (хлопки на сильную долю) при исполнении «Трепака»;

Развивать у детей тембровый слух (умение определить тембр) флейты и челесты при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже»;

Развивать у детей умение петь легким, активным звуком, четко произносить слова в подвижном темпе, верно интонировать мелодию при проведении вокально-хоровой работы с песней Карлсона.

Воспитательные:

На основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Гофмана «Щелкунчик» и музыки из одноименного балета Чайковского подвести ребят к осознанию философской идеи победы добра над злом, раскрыть красоту сказочных и музыкальных образов.



Оборудование:
для учителя: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, презентация.
для учащихся: - тетрадь


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД ( с указанием конкретных действий)

1

Организация начала занятия

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята..


Учащиеся готовы к уроку.

Слово учителя

Личностные УУД: повышение интереса, чувства необходимости учения.

2

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний учащихся к определению темы урока

- Ребята, давайте вернемся к нашему прошлому уроку, на нем вы познакомились с фрагментами из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»


-Что такое балет?








-Какие танец вы слушали в этом балете? Что вам запомнилось, мы увидим в ваших рисунках.

- Кто нарисовал Золушку, кто бал, кто танец - выходите к доске.

Выставка рисунков.








Балет – это музыкальный спектакль, где герои выражают свои чувства, эмоции через танец, пластику.



Вальс

Метод беседы, выставка рисунков


















Метод анализа и синтеза

Коммуникативные УУД: уметь последовательно излагать свои мысли.

Познавательные УУД: установление причинно-следственные связей; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

3

Открытие нового знания

Организация усвоения учениками нового знания


- А сегодня я хочу вам рассказать совсем другую сказку.

Но сначала я расскажу вам о композиторе П.И. Чайковском.


- П. И. Чайковский очень любил сказки и, поэтому многие из них стали основой его произведений.


Сегодня мы познакомимся с балетом П. И. Чайковского, который он написал по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик».


Сказка эта о необыкновенной кукле, которая щелкала орешки и поэтому называлась Щелкунчик.


(Слайд)Произошло это в рождественскую ночь. Вы знаете, что в рождественскую ночь происходят чудеса, превращения, дети получают подарки, очень ждут этого праздника. Щелкунчика принесли в подарок детям среди других игрушек. Он был одет в военный мундир.
(Слайд) Девочке Мари он очень понравился.
Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику было нетрудно расколоть их.
(Слайд) Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем.


(Слайд) Мари положила Щелкунчика в кукольную коробку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети ушли спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, и начала с ним разговаривать, утешая его.


(Слайд) Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем.


(Слайд) Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши.


Их было целое полчище во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. (Слайд)

Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, как Мари увидев это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен, а войско мышей разбито.


(Слайд) Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, ведь я так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.


Это было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Сначала они попали в Рождественский лес. Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час же явились крошечные пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. Они принесли хорошенькое золотое кресло, положили на него белую подушку из пастилы и очень любезно пригласили Мари сесть. И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет.


Звучит «Танец пастухов и пастушек».


- Какая была эта музыка? С каким настроением вы ее слушали?




- Какой танец танцевали пастухи и пастушки? Напомните мне. (Еще раз слушаем не до конца, если не запомнили)


Какие балетные движения вы представили, слушая это произведение?


- А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент передает такие движения пастухов и пастушек?

С какими музыкальными инструментами ходят настоящие пастухи? Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели.


-Давайте посмотрим, как на самом деле танцуют в балете пастухи и пастушки (Фрагмент 1:28)



- А сейчас вернемся к нашим путешественникам. Вместе с ними мы попадаем в город Конфетенбург.


Конфетенбург – многолюдный город, веселый, тут каждый день праздники. Через несколько шагов Мари и Принц очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как корабль, возвышался глазированный пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так хотелось зачерпнуть ложкой. Но прелестнее всего были очаровательные человечки. Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали.


Звучит «Трепак».


- Ребята, расскажите о музыке, которая сейчас прозвучала. Какая она?


Похожа ли она на «Танец пастушков»? А чем отличается?



Эта музыка действительно похожа на танец и у него есть свое название – это русский народный танец – трепак.

Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку.


-Давайте и мы с вами потанцуем. Но сначала послушаем внимательно музыку. Там, где вам хочется топнуть, мы будем хлопать в ладоши. В музыке не всегда есть место, где можно хлопнуть, обратите на это внимание, где-то музыка звучит ярче, а где-то тише, будьте внимательны.

- А теперь можно посмотреть, как танцуется этот задорный танец в балете «Щелкунчик» (видеозапись вся)


-Можете поаплодировать себе и тем, кто исполнял танец.


Продолжим наше путешествие. Щелкунчик снова хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке, сиявшей яркими, как солнце, драгоценными камнями. Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то неведомый такт и темп: «Топ-и-тип, тип-и-топ, хлоп-хлоп-хлоп! Мы по водам хороводом».


Звучит «Арабский танец».


- Каким был танец арапчат?




Ребята, в трепаке мы услышали музыку звонкую, яркую, а эта музыка похожа на русский народный танец?

В ней звучит что-то восточное, тонкое. Ее танцуют 12 арапчат, поэтому называется танец «арабский». И движения будут уже не такие активные, как в русском народном танце – трепаке, скорее всего, это будут медленные, плавные движения руками. Попробуйте.


Как, по вашему мнению, этот танец можно изобразить при помощи рук?

-Попробуйте станцевать эту музыку руками.

(Фрагмент аудиозаписи)

-А теперь давайте посмотрим, как это танцуется в балете. Обратите внимание на движения ног, движения солистов плавные.

(фрагмент видеозаписи 2:15)


Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившихся розово-алыми сияниями. Там и сям были рассыпаны по стенам роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым цветом белизну фона. Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже.


Звучит «Танец феи Драже». Это видео (вся видеозапись)?

Сейчас мы смотрели на «Танец феи Драже», чем он отличается от других танцев, которые звучали сегодня?

Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.




П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях. Это необычный инструмент: ни труба, ни скрипка, а называется он челеста (слайд). Челеста похожа по звучанию на металофон, но у нее нежный, звенящий звук, как у колокольчиков.


- А сейчас я вам предлагаю послушать совершенно неожиданное музыкальное звучание. Это не челеста, это вообще необычный музыкальный инструмент (видеозапись 1:00).
- Что это был за необычный музыкальный инструмент?

-У вас у каждого дома есть бокалы, сегодня же попробуйте сыграть на них что-нибудь, послушайте, как они звучат.


- А теперь вернемся к фее Драже.

Какую вы увидели фею в музыке, какой у нее наряд? А как вы думаете, фея добрая или злая? Любит ли она делать подарки?

(Фрагмент видео)


Своим гостям она решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и…


Звучит «Вальс цветов» (1:45).


Что за чудо подарила гостям фея Драже? Какой это танец? Обычный ли это вальс? Давайте придумаем ему кркасивое название.



П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад с множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов, потому что цветы - это самое прекрасное, что есть на земле. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье.


Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь.Эту замечательную сказку, которая называется «Щелкунчик» нам подарил немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, а Петр Ильич Чайковский на основе этой сказки написал одноименный балет – сказку «Щелкунчик».



Слушают учителя




































































































Легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка.


Балет




Легкие прыжки на пуантах, т.е. на пальчиках




- Флейта



Рожок, свирель, дудочка




































Яркая, сочная, насыщенная, громкая


Нет. Танец пастушков больше похож на балет. А «Трепак» - это танец, а не балет.


- она энергичнее, импульсивнее, громче










Исполнение «Трепака» с подчеркиванием акцентов хлопками в ладоши.

























Медленный, изящный, плавный, нежный, с позвякивающими бубнами


Нет






Выполняют движения руками без музыки


Дети предлагают свои варианты движений руками, выбирают наиболее понравившиеся и исполняют танец, сидя за партами.





























Это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец

















- это музыкальные бокалы.






Она в волшебном наряде, добрая фея, которая любит дарить подарки.












Вальс.
- Легкий танец в саду, парящий, танец любви, воздушный, мягкий, добрый

Объяснение, беседа, презентация, ТСО, рассказ, аудио-, видеозаписи, частично-поисковый метод,

Метод эмоциональной драматургии













































































































Слайд с флейтой


















Слайд



Метод содержательного анализа
















Слайд



















































Слайд










Практический метод (исполнение в шумовом оркестре, вокально-хоровое исполнение, пластическое интонирование)









(Важно, чтобы во время исполнения эмоциональное состояние детей соответствовало восприятию музыкального произведения. После пластического интонирования обязательно следует отметить самых старательных ребят)




























Иллюстративный метод
















Активизация творческого мышления

Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств имыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

использовать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации


































































4

Домашнее задание


Из этого балета мы послушали только несколько фрагментов. Кто помнит, какие это были танцы?

- А дома приудмайте продолжение этой сказки. Сочините или нарисуйте другие приключения Принца и девочки Мари. Это домашнее задание принесете уже своей учительнице.

- Арабский танец, трепак, танец феи Драже, танец пастухов и пастушек, вальс Цветов.

Учащиеся записывают задание в дневник

Активизация творческого процесса, поисковая ситуация

Личностные УУД:

проявлять внимание Самоанализ деятельности на уроке.

5

Подведение итогов урока


Мы с вами побывали в необычном царстве, потому что жители там были сахарными, дома построены из шоколада, а реки текли лимонадные.

Вспомните героя сказки, который очень любил сладости и жить не мог без них, и его моторчик не заводился, если он периодически не смазывал его вареньем. Это Карлсон (слайд). С замечательной песней этого симпатичного героя мы с вами сейчас и познакомимся.

Песенка Карлсона










- Карлсон

Первичное восприятие песни.

Аудиозапись, метод беседы, коллективная форма

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, проявлять терпение и доброжелательность.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.