Конспект внеурочного занятия по курсу «Основы проектной деятельности» на тему «Проект "Растения школьного двора"» (2 класс)
Самойлова Т.А., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №26»
Конспект внеурочного занятия
по курсу «Основы проектной деятельности»
Класс: 2
Форма проведения: квест
Тема: Проект «Растения школьного двора»
Цель: обобщить знания детей о работе над проектом (этапах работы).
Задачи:
Формировать исследовательские умения детей.
Учиться читать схему и работать по ней.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять алгоритм работы.
Способствовать экологическому воспитанию детей.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение оформлять свою мысль в устной речи, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение взаимодействовать в группе, умение договариваться.
Личностные: актуализация жизненного опыта, аккуратное выполнение заданий при работе со схемой и страницей альбома, умение делать нравственно-этические суждения.
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, работать с информацией, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (модель, текст, схема).
Ход занятия:
Подготовительный этап
1. Общее собрания во дворе школы. Деление на группы, выбор капитанов.
Сообщение темы, цели занятия.
- Каждый день мы ходим в школу, но задумывались ли мы, зачем во дворе нужны деревья? (ответы детей)
Наша школа расположена рядом с оживленной автодорогой, которая ухудшает экологическую обстановку. Зелёные насаждения позволят изолировать друг от друга различные по назначению территории и отгородить пришкольный участок от прилегающей загазованной автотранспортом трассы города. Растения очищают воздух. Растительный покров – важная составная часть природного комплекса. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы. Только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. В результате этого на нашей планете создается много органического вещества (кислорода). Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.
- Сегодня на нашем занятии мы будем работать над проектом: изучим школьный двор, узнаем, какие деревья на нем растут и научимся наносить их местонахождение на схему школьного двора, соберем информацию о растениях и оформим альбом «Растения школьного двора».
3. Основная часть (работа над проектом)
- Для этого вам нужно выполнить несколько заданий квеста. Для начала надо разделиться на 4 группы (по желанию).
Задание 1.
Изучить растения школьного двора и записать их названия в перечень.
Дети получают бланк для изучения и записи растений школьного двора, отправляются выполнять задания (Приложение).
Время – 7 мин
Задание 2.
Капитаны команды получают страницу альбома с описанием растения и схему школьного двора. По этому описанию они должны определить растение и на схеме школьного двора обозначить места его нахождения (овалом обозначаются лиственные деревья, треугольником – хвойные), их количество. Для этого вновь исследуют двор, нанося на схему нужную информацию (Приложения).
Время – 10 мин.
Задание 3.
Для оформления страницы альбомы среди карточек дети должны найти информацию о своем растении и вклеить ее на страницу (карточки с информацией предлагает учитель. Материал представлен в готовом альбоме Приложение).
Время – 5 мин
Презентация выполненного задания
Каждая подгруппа рассказывает о растении и представляет свой результат.
Представление продукта проекта (альбома «Растения школьного двора»).
Учитель собирает листы-страницы, оформляет папку-альбом (скоросшиватель).
Итог.
- Пока вы собирали информацию, мы случайно подслушали разговор деревьев. Вот о чем они говорили (учителя зачитывают разговор растений):
Разговор растений во дворе нашей школы
Мы, травянистые растения, зеленым ковром укрываем газон около школы, смОтрите вы, ребята, на нас весной и любуетесь. Зеленый цвет вам снимает усталость, придает силы для успешной учебы. Не вытаптывайте травку, ходите по дорожке.
Оставленный мусор нас не украшает, мы, растения, среди мусора, как неряхи. Фантики от конфет, упаковка от сладостей и другие предметы имеют яркую и блестящую упаковку, от нее холодно в морозную погоду и жарко в знойную погоду. Она так ярко блестит от солнечных лучей, обжигая нас.
Люблю наблюдать я за игрой учеников наших, но есть за что мне, рябинке, обижаться на ребят. Мячом так ударят, листочки в разные стороны летят, как перышки, удержать не успеваю. Хотя двор большой, и место позволяет отойти подальше от нас, например, на стадион.
Не рви никакие растения во дворе школы, в этом нет большой необходимости. Пусть они украшают и радуют вас во время прогулки.
Наблюдай за нами в свободные минутки, мы дарим удивительные моменты только самым внимательным ребятам.
Не забывай, что среди растений могут прятаться насекомые. Старайся им не навредить.
Меня, березку, листья мои кормят, вырабатывают для корешков и семян питательные вещества, не обрывайте с меня листики и веточки. Ох, грустно мне, если каждый по листику сорвет, я совсем лысой стану.
Дорогие ребята, подойдите к нам, деревьям и кустарникам, прикоснитесь, погладьте, и, мы, обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе!»
Приложение 1
Страница альбома с описанием растения | |
Название растения | |
Прекрасный представитель семейства хвойных. Дерево максимально приспособлено к неблагоприятным условиям среды и легко выдержит засуху, морозы, недостаток света и любую почву. Это одно из самых распространенных хвойных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Но зато в отношении света очень требовательно. Она совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Дерево имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света. Поэтому лес из таких деревьев светлый, веселый, приветливый. Шишки — главная достопримечательность дерева. Растущие вверх, загнутые или прямые, яйцевидные или цилиндрические. | |
Стихи о растении | Интересные факты |
Приложение 2
Класс 2 «Г», группа №1
ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ШКОЛЬНОГО ДВОРА
1. | |
2. | |
... |
Приложение 3
Проект
«РАСТЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА»
(альбом)
Выполнили:
учащиеся 2 «Г» класса
Абакан, 2022
МБОУ «СОШ №26»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - исследовать территорию школьного двора, узнать, какие растения посажены на ней, рассказать о них.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Углубить знания о растениях окружающего мира.
2. Научиться поиску информации о растениях, работать со схемой.
3. Понять важность сохранности природы и окружающего мира.
4. Создать альбом о растениях школьного двора для уроков окружающего мира.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Исследовать территорию школьного двора.
2. В ходе наблюдения выявить, какие растения растут на школьном дворе.
3. Подобрать информацию об этих растениях, интересные факты, стихи.
4. Создать альбом о растениях школьного двора для уроков окружающего мира.
название | |
Прекрасный представитель семейства хвойных. Дерево максимально приспособлено к неблагоприятным условиям среды и легко выдержит засуху, морозы, недостаток света и любую почву. Это одно из самых распространенных хвойных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Но зато в отношении света очень требовательно. Она совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Дерево имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света. Поэтому лес из таких деревьев светлый, веселый, приветливый. Шишки — главная достопримечательность дерева. Растущие вверх, загнутые или прямые, яйцевидные или цилиндрические. | |
Стихи о растении | Интересные факты |
Могучих сосен статный ряд, Шеренги стройные стоят. Макушки смотрят в небеса – Природы дивная краса. Сосновый бор в ветра скрипит, Как будто на людей ворчит За то, что лес не берегут, Жизнь непутёвую ведут. Ираида Мордовина | С древних времён широко используют сосновую древесину при строительстве, при изготовлении мебели и кораблестроении. Сосновые почки и смолу применяют при простудных и лёгочных заболеваниях. А мазями, добытыми из соснового дёгтя, лечат кожные болезни, например, псориаз. Растворы из этого дёгтя используют в шампунях против перхоти и в косметических мазях. Сильный оберег можно получить, если повесить золотую цепочку на ветку живой сосны на несколько часов. |
название | |
Это полноправная королева среди других деревьев, используемых в ландшафтном дизайне. Это необычное, красивое и благородное хвойное гибридное дерево круглый год радует взор, являясь изысканным украшением сада, двора или приусадебного участка. Благодаря неприхотливости и устойчивости к морозам, это дерево может расти повсеместно. Его успешно выращивают во многих странах и городах Европы и Азии. На сегодняшний день, благодаря стараниям селекционеров, известно около 70 сортов. Интересно, что искусственно выведенные сорта сохраняют высокую морозоустойчивость. Это весьма необычно для гибридных видов деревьев. | |
Стихи о растении | Интересные факты |
Голубая ель. Чудо чудное, ель голубая, Понимаешь ли ты, недотрога, Дорогая, когда обнимаю, Ты не знаешь пока, и не надо, Тамара Бушуева | В своей природной среде обирания голубая ель может жить до 600-800 лет. Продолжительность жизни декоративных сортов точно установить сложно, ведь в ландшафтном дизайне их используют менее 100 лет. Высота взрослого дерева может достигать 50 метров, а диаметр ствола – 1,5 метров. Однако такие крупные экземпляры встречаются не так часто. Средняя высота десятилетнего дерева – 4 метра. |
название | |
Это дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличны от листьев других деревьев. Зацветает дерево в начале лета - на нем появляются душистые цветы, которые очень привлекают пчел и ос. Постепенно в течение лета на дереве появляются плоды – ягоды. Их называют также, как и дерево. К осени листья приобретают яркие краски – становятся багряными, оранжевыми. Ягодки тоже меняют цвет, назревают, становятся красными. И только лишь к зиме поспевают ягоды, гроздья становятся тяжелыми, увесистыми. | |
Стихи о растении | Интересные факты |
Лишь рябина горделива: Т. Балдина | О целебных свойствах ягод рябины известно очень давно и очень много, однако, официальная медицина не спешит использовать ее для изготовления лекарств. Так, на основе рябины нет еще ни одного лекарства. В народе о рябине говорили: всё едино, что хлеб, что рябина: оба кислы. И конечно, неспроста, ведь чтобы занять почетное место рядом с хлебом в фольклоре, необходимо обладать удивительными свойствами. В чем секрет? Ягоды рябины очень богаты витаминами С, А, РР, B1, В2, Е, К, содержанием железа, меди, марганца, йода, цинка, калия, магния. |
название
Самое распространенное дерево в
нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами. Название происходит от слова «беречь». Листья очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Стихи о растении
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится.
А.Прокофьев
Интересные факты
Береза имеет целебные свойства.
1.Молодые листья собирают и делают отвар, который применяют внутрь (как витаминное средство), делают примочки (от кожных болезней), и ополаскивают голову (для лечения волос и кожи головы).
2. Очень полезный весенний березовый сок.
3.Говорят, что береза снимает отрицательную энергию, спасает от депрессии - стоит только к ней прижаться, обнять березу: чувствуешь необыкновенную энергию и целительную силу этой белоствольной красавицы.