Конспект внеурочного занятия по теме «Народные промысли ханты и манси»

0
0
Материал опубликован 13 March 2022

Класс: 4

Тема: «Народные промыслы ханты и манси»

Цели:

Обучающая: формирование представлений обучающихся о промыслах народов ханты и манси.

Развивающая: развитие навыка самостоятельного поиска информации и работы в команде.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к коренным народам, их культурному наследию.

Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: развивать умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; развивать умение формулировать определение понятий; продолжать развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.

Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: развивать умение проявлять дисциплинированность; развивать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; развивать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать развитию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; продолжать развитие умения осознавать возникающие трудности; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: продолжать развитие умения осуществлять взаимодействие с одноклассниками; развивать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; развивать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; способствовать развитию умения формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, принятию общечеловеческих ценностей; развивать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.

Оборудование: раздаточный материал, куски ткани, клей, ножницы, краски, компьютер, интерактивная доска, колонки.





Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Эмоционально-установочный этап

Задача: создать

доброжелательную

атмосферу,

положительный

эмоциональный

настрой на работу.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Предлагаю вам поприветствовать друг друга на языке народов ханты и манси, давайте дружно скажем «Вуща вула», что означает здравствуй.


Приветствуют учителя


Хором говорят приветствие «Вуща вула»

Регулятивные УУД:

умение проявлять дисциплинированность.

2.Подведение под тему

Задача: создать условия для последующего самостоятельного определения учащимися темы занятия

Мы сегодня с вами отправимся в мастерскую, но для начала определим тему нашей встречи, для этого вам необходимо разгадать ребус.

t1647163124aa.png


Слушают учителя

Разгадывают ребус

Промыслы

Регулятивные УУД:

умение проявлять

дисциплинированность.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

3.Определение темы занятия

Задача: создать условия для самостоятельного определения учащимися темы и постановки цели занятия

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Верно, тема нашего занятия «Народные промыслы ханты и манси»

Какую цель мы с вами можем определить, опираясь на тему занятия?

О промыслах ханты и манси



Познакомиться с промыслами народов ханты и манси

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять

тему занятия.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

4.Пропедевтический

Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия

А кто знает, что такое промыслы?

Давайте посмотрим значение незнакомого слова в словаре Ожегова С.И.

ПРОМЫСЕЛ-Добывание чего-нибудь, добыча, охота. Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.


Затрудняются ответить

Обращаются к словарю


Читают значение

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать

учителя; умение взаимодействовать с

одноклассниками.

5. Деятельностный

Задача: организовать

деятельность

обучающихся,

направленную на

достижение

поставленной цели.

Итак, начнем знакомство с промыслами ханты и манси.

Предлагаю разбиться на группы, у каждой группы будет свой текст о каком-то народном промысле. Вы хорошо изучите информацию, а затем один представитель от группы расскажет всем остальным группам о промысле, который изучила его группа. Устроим круглый стол.

1 текст

РАБОТА С МЕХОМ Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело явля­ется женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов, манси относятся одежда и обувь, меш­ки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими со­ставами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильны­ми нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора.

2 текст

РАБОТА С РОВДУГОЙ И РЫБЬЕЙ КОЖЕЙ Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется глав­ным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны. В настоящее время обработка ровдуги: из ровдуги, выделанной из летнего камуса, изготавливают игольни­цы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь.

3 текст

РЕЗЬБА ПО КОСТИ Обработка кости является традиционным занятием коренных народов Севера. В XIX - XX вв. из кости из­готавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки но­жей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а также на­кладки и пряжки для мужских поясов. Для обработки, как правило, использовали оленью кость, рог. Кость предва­рительно вываривали, а затем резали ножом. Использова­ли такие приемы, как трехгранно-выемчатая, циркульная, контурная и точечная резьба, профилировка краев.

4 текст

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА И ТРАВЫ Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из на­иболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. В настоящее время сохраняется традиция изготовления пле­теных из корня коробок, так называемых корневатиков.

5 текст

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси, коми из дерева дела­ют некоторые виды домашней посуды, утвари, модели традиционных транспортных средств, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, листвен­ницы, осины.

6 текст

РАБОТА С БЕРЕСТОЙ Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства -исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и манси он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюр­ных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов. Чаши для хранения продуктов питания или мелких предметов по настоящее время изготавливают как из весенне-осенней, так и летней бересты. В первом случае орнамент наносит­ся техникой процарапывания или выскабливания на боко­вые поверхности чаши, иногда, в случае изготовления из двойного слоя бересты, и на внутреннюю. Отличительной стилистической чертой выскобленных узоров является контурность образующей линии. Летняя береста окрашивает­ся естественными красителями или не орнаментируется.

7 текст

ВЯЗАНИЕ, ВЫШИВКА НИТКАМИ Традиционно у народов Севера, вышивка, плете­ние и вязание нитками являются женскими ремеслами. С русским населением связано распространение в регионе вышивки одинарным крестом, тамбурным швом, гладью, ришелье, филейной техники, а также вязания крючком и плетения на коклюшках. К числу наиболее по­пулярных вышитых изделий относятся полотенца, скатер­ти, салфетки, подзоры, покрывала и т.п. На коклюшках из­готавливали салфетки, воротники, косынки.

8 текст

РАБОТА С ТКАНЬЮ Ткань - один из наиболее востребованных матери­алов для народного творчества. Традиционно развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика). Аппликативными орнаментами ханты и манси украша­ют одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками.

9 текст

РАБОТА С БИСЕРОМ Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных би­сером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.

10 текст

РАБОТА С ГЛИНОЙ Глина относится к разряду наиболее доступных при­родных материалов. Археологические исследования сви­детельствуют о том, что в прошлом керамическое произ­водство было широко развито. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульпту­ру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь тра­диция изготовления из глины грузила.


Круглый стол, обсуждение.

На фоне транслируется презентация с наглядным сопровождением.




Что ж, молодцы, отлично справились с заданием. А теперь пришло время самим изготовить изделие. Мы будем работать с тканью, сделаем аппликацию, которая будет каким-либо образом связана с народами ханты и манси (животные, лес, орнаменты и пр.)

t1647163124ab.png

На экране примеры работ


Проведение выставки изделий

Слушают учителя

Разбиваются на группы (10 групп)

Работают с текстами в группах


















































































































Представители команды выступают с рассказом о промысле ханты и манси, остальные слушают и задают вопросы


Приступают к изготовлению аппликаций










Демонстрируют свои изделия друг другу


Познавательные УУД:

Представление о промыслах народов ханты и манси; умение воспринимать

информацию;

способность осуществлять

операции анализа, синтеза,

сравнения и классификации;

умение использовать

дополнительные источники

для нахождения информации.

Регулятивные УУД:

способность выполнять

задание в отведенное время;

умение генерировать идеи и

определять средства для их

реализации.

Коммуникативные УУД:

умение формулировать

собственные мысли,

высказывать и обосновывать

свою точку зрения; умение

осуществлять совместную

деятельность в группах и

парах; способность

представлять результаты

своей деятельности перед

одноклассниками.

Личностные УУД: умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

отношению к поставленной

задаче; принятие социальных

норм, общечеловеческих

ценностей; проявление

самостоятельности в

приобретении новых знаний.

6. Эмоционально-

рефлексивный

Задача: организовать

деятельность

обучающихся по

самоанализу и

самооценке

достижения

обучающимися

поставленной цели.

Ребята, какие же вы молодцы. Плодотворно поработали.

За это вы получаете карточку с изображением промыслов народов ханты и манси.

Прошу вас оценить наше занятие: если вы узнали что-то

новое, поднимите картинку с пальцем вверх, если нет, то

с пальцем вниз.

Вижу, что всем было интересно на занятии.

Спасибо за работу!

Слушают учителя

Получают карточку для размещения на плакате



Оценивают занятие

Регулятивные УУД: умение

оценивать результаты своей

деятельности.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.