Конспект внеурочного занятия по теме «Народные промысли ханты и манси»
Класс: 4
Тема: «Народные промыслы ханты и манси»
Цели:
Обучающая: формирование представлений обучающихся о промыслах народов ханты и манси.
Развивающая: развитие навыка самостоятельного поиска информации и работы в команде.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к коренным народам, их культурному наследию.
Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: развивать умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; развивать умение формулировать определение понятий; продолжать развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: развивать умение проявлять дисциплинированность; развивать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; развивать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать развитию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; продолжать развитие умения осознавать возникающие трудности; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: продолжать развитие умения осуществлять взаимодействие с одноклассниками; развивать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; развивать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; способствовать развитию умения формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, принятию общечеловеческих ценностей; развивать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.
Оборудование: раздаточный материал, куски ткани, клей, ножницы, краски, компьютер, интерактивная доска, колонки.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Эмоционально-установочный этап Задача: создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу. | Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Предлагаю вам поприветствовать друг друга на языке народов ханты и манси, давайте дружно скажем «Вуща вула», что означает здравствуй. | Приветствуют учителя Хором говорят приветствие «Вуща вула» | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. |
2.Подведение под тему Задача: создать условия для последующего самостоятельного определения учащимися темы занятия | Мы сегодня с вами отправимся в мастерскую, но для начала определим тему нашей встречи, для этого вам необходимо разгадать ребус. | Слушают учителя Разгадывают ребус Промыслы | Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3.Определение темы занятия Задача: создать условия для самостоятельного определения учащимися темы и постановки цели занятия | Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? Верно, тема нашего занятия «Народные промыслы ханты и манси» Какую цель мы с вами можем определить, опираясь на тему занятия? | О промыслах ханты и манси Познакомиться с промыслами народов ханты и манси | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять тему занятия. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4.Пропедевтический Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия | А кто знает, что такое промыслы? Давайте посмотрим значение незнакомого слова в словаре Ожегова С.И. ПРОМЫСЕЛ-Добывание чего-нибудь, добыча, охота. Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном. | Затрудняются ответить Обращаются к словарю Читают значение | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать учителя; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
5. Деятельностный Задача: организовать деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленной цели. | Итак, начнем знакомство с промыслами ханты и манси. Предлагаю разбиться на группы, у каждой группы будет свой текст о каком-то народном промысле. Вы хорошо изучите информацию, а затем один представитель от группы расскажет всем остальным группам о промысле, который изучила его группа. Устроим круглый стол. 1 текст РАБОТА С МЕХОМ Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов, манси относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора. 2 текст РАБОТА С РОВДУГОЙ И РЫБЬЕЙ КОЖЕЙ Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется главным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны. В настоящее время обработка ровдуги: из ровдуги, выделанной из летнего камуса, изготавливают игольницы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь. 3 текст РЕЗЬБА ПО КОСТИ Обработка кости является традиционным занятием коренных народов Севера. В XIX - XX вв. из кости изготавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки ножей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а также накладки и пряжки для мужских поясов. Для обработки, как правило, использовали оленью кость, рог. Кость предварительно вываривали, а затем резали ножом. Использовали такие приемы, как трехгранно-выемчатая, циркульная, контурная и точечная резьба, профилировка краев. 4 текст ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА И ТРАВЫ Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из наиболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. В настоящее время сохраняется традиция изготовления плетеных из корня коробок, так называемых корневатиков. 5 текст РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси, коми из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, модели традиционных транспортных средств, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины. 6 текст РАБОТА С БЕРЕСТОЙ Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства -исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и манси он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов. Чаши для хранения продуктов питания или мелких предметов по настоящее время изготавливают как из весенне-осенней, так и летней бересты. В первом случае орнамент наносится техникой процарапывания или выскабливания на боковые поверхности чаши, иногда, в случае изготовления из двойного слоя бересты, и на внутреннюю. Отличительной стилистической чертой выскобленных узоров является контурность образующей линии. Летняя береста окрашивается естественными красителями или не орнаментируется. 7 текст ВЯЗАНИЕ, ВЫШИВКА НИТКАМИ Традиционно у народов Севера, вышивка, плетение и вязание нитками являются женскими ремеслами. С русским населением связано распространение в регионе вышивки одинарным крестом, тамбурным швом, гладью, ришелье, филейной техники, а также вязания крючком и плетения на коклюшках. К числу наиболее популярных вышитых изделий относятся полотенца, скатерти, салфетки, подзоры, покрывала и т.п. На коклюшках изготавливали салфетки, воротники, косынки. 8 текст РАБОТА С ТКАНЬЮ Ткань - один из наиболее востребованных материалов для народного творчества. Традиционно развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика). Аппликативными орнаментами ханты и манси украшают одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. 9 текст РАБОТА С БИСЕРОМ Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п. 10 текст РАБОТА С ГЛИНОЙ Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила. Круглый стол, обсуждение. На фоне транслируется презентация с наглядным сопровождением. Что ж, молодцы, отлично справились с заданием. А теперь пришло время самим изготовить изделие. Мы будем работать с тканью, сделаем аппликацию, которая будет каким-либо образом связана с народами ханты и манси (животные, лес, орнаменты и пр.) На экране примеры работ Проведение выставки изделий | Слушают учителя Разбиваются на группы (10 групп) Работают с текстами в группах Представители команды выступают с рассказом о промысле ханты и манси, остальные слушают и задают вопросы Приступают к изготовлению аппликаций Демонстрируют свои изделия друг другу | Познавательные УУД: Представление о промыслах народов ханты и манси; умение воспринимать информацию; способность осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации; умение использовать дополнительные источники для нахождения информации. Регулятивные УУД: способность выполнять задание в отведенное время; умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение осуществлять совместную деятельность в группах и парах; способность представлять результаты своей деятельности перед одноклассниками. Личностные УУД: умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче; принятие социальных норм, общечеловеческих ценностей; проявление самостоятельности в приобретении новых знаний. |
6. Эмоционально- рефлексивный Задача: организовать деятельность обучающихся по самоанализу и самооценке достижения обучающимися поставленной цели. | Ребята, какие же вы молодцы. Плодотворно поработали. За это вы получаете карточку с изображением промыслов народов ханты и манси. Прошу вас оценить наше занятие: если вы узнали что-то новое, поднимите картинку с пальцем вверх, если нет, то с пальцем вниз. Вижу, что всем было интересно на занятии. Спасибо за работу! | Слушают учителя Получают карточку для размещения на плакате Оценивают занятие | Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей деятельности. |