Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Умники и умницы» по теме: « Тренируем внимание и логику
Рекомендуемая модель занятия и задачи этапов.
1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
Задача: Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения.
2.«Разминка» (3-5 минут).
Задача: Создание положительного эмоционального фона.
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей,- памяти, внимания, воображения (15 минут).
Задача: Способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, углублять знания, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4.Весёлая переменка (2-3 минуты).
Задача: Развивать двигательную сферу ребёнка, умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5.Логически-поисковые задания (10 -15минут).
Задача: Развивать возможность решать нетиповые, логические, и поисковые задачи, не связанные с учебным материалом.
6.Рефлексия (1-2 минуты).
Задача: Подвести итог деятельности учащихся на занятии, провести самооценку.
Занятие 3.
Цель занятия: развивать познавательные способности; умение анализировать и находить закономерности; развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.
Задачи:
научить получать, осмысливать, анализировать информацию, полученную из разных источников;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуальной работе;
формировать УУД.
ПЛАНИРУЕМЫЕ образовательные результаты:
- Познавательные УУД: развивается любознательность, обогащается интеллект, дети ощущают радость познания;
- Регулятивные УУД: дети учатся планировать свою деятельность, ставить цели и достигать их;
- Коммуникативные УУД: учимся задавать вопросы, доказывать, обосновывать правильность своих ответов и решений, договариваться с товарищами при работе в паре;
- Личностные УУД: присвоения новых знаний позволяет формировать личность ребёнка, развивает самооценку, самоуважение, саморегуляцию, выводит личность на новую ступеньку развития.
Оборудование: презентация; учебник О. Холодовой Курс РПС «Юным умникам и умницам», интерактивная доска.
Ход занятия.
- Сегодня у нас внеурочное занятие по развитию познавательных способностей – «Умники и Умницы».
Напомню, что наше занятие носит обучающий и развивающий характер.
-Что же в нём главное?
-Это то, ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ СЕГОДНЯ?
-Работать будем под девизом: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть!»
-Вначале занятия проведём мозговую гимнастику.
1.Мозговая гимнастика. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
(В течение 2 – 3 минут дети выполняют упражнения, для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения).
2.Разминка.
-Ребята, давайте проведём разминку.
Ответьте на мои вопросы; Кто это? или Что это?
- Дом для птиц. (Гнездо, скворечник.)
- Врач, делающий операцию. (Хирург.)
- Слово, противоположное слову «друг». (Враг.)
- Воздушный транспорт ведьмы. (Метла.)
-«Рубашка для подушки». (Наволочка.)
-Животное, у которого много ножек. (Сороконожка.)
-Часть окна, которую можно открывать для проветривания. (Форточка.)
-Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)
-В него превратился гадкий утёнок. (В лебедя.)
-Два дачника шли из города в деревню, а навстречу им ещё пять дачников.
Сколько дачников шли из города в деревню? ( Два, остальные шли в город.)
3.Тренировка внимания.
Задания на внимание.
Задание №1.
-Послушайте внимательно задание 1.
-Запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках.
Игра: «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) учитель показывает две карточки из приложения № 3. Установка: запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа с двумя другими карточками, затем следует проверка и исправление ошибок допущенных в работе.
Задание №2.
-Пройдите лабиринт, собирая буквы.
-Какое слово у вас получилось? (Заяц.)
-Что вы можете рассказать об этом слове? (Словарное; звуков больше, чем букв; есть родственные слова: зайка, зайчишка, зайчиха, заячий, зайчонок.)
- Кто такой заяц?
ЗАЯЦ - 1) Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными
ушами. 2) перен. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
-Назовите однокоренные слова к слову заяц.
(Однокоренные слова: зайчик, зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, зайчатина, заячий).
-Какие синонимы можем подобрать к слову заяц?
(Косой.)
-Когда так говорят?
1) Убить двух зайцев. (Одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей).
2) Заячья душа. (О трусливом, робком человеке).
- Объясните, как вы понимаете значение данных пословиц и поговорок?
Пословицы и поговорки.
1) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
2) Трусливому зайке и пенёк - волк.
3) Заяц уж сед - навидался он бед.
4) Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
5) Хорош заяц белый, а охотник - смелый.
Задание№3.
-Проведите в квадрате линии так, чтобы они разделили его на выбранные вами части.
Проверка: назовите, из каких частей составлен первый квадрат. (Из второй, третьей и пятой.)
Проверьте себя, сравнив выполненное задание с образцом на доске.
Из каких частей составлен второй квадрат? Почему?
(Ответ: первый квадрат: № 2, М 3, № 5. Второй квадрат: № 1, № 3, № 5. Третий квадрат: № 1, № 3, М 5. Четвёртый квадрат: № 1, № 2, № 4.)
Задание №4.
-Прочитайте задание №4.
-Какой вид сверху соответствует данной пирамиде?
(Чтобы ответить на этот вопрос, дети должны догадаться, что надо сначала пересчитать количество колец на той пирамиде, вид которой дан сбоку).
-Раскрасьте пирамидку, если синее кольцо находится между красным и жёлтым, жёлтое - между зелёным и синим, красное между коричневым и синим.
4.Весёлая переменка. (Физминутка).
Задание:
-Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой - гладьте что-то утюгом.
5.Логически – поисковые задания.
Задание №5 (работа в парах).
- У каждого варианта половинки слов, соедините их с половинками слов соседа по парте так, чтобы у вас получилось, ровно 9 слов.
Слайд №8.
Ответ: самовар, букварь, футбол, балкон, капкан, конверт, вагон, канал, гонка, чайник.
-Какие из составленных слов есть на рисунке?
Проверка: (пары называют получившиеся слова и сравнивают со словами, записанными на доске).
Задание №6.
-Вспомните, какие звуки мы называем гласными. Сколько их? (6)
-Назовите их.
-А сколько букв гласных? (10)
-Назовите их.
-Задание: за 1 минуту восстановите слова, в которых пропущены буквы гласных.
-Когда выполните задание поменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил задание ваш сосед по парте.
( Ответ: майка; палец; мел, или мул, или мол, или мал; дым или дом; укол; кол; лимон; тир или тур; уж или ёж; море или мера, или мура; пол, или пил, или пел; поле или пуля).
Проверка: (взаимопроверка).
Задание №7.(Инсценировка задания). (По 1 ученику с каждого ряда выбирают себе группу из 5 человек и выполняют задание практически).
- На столе стоят матрёшки. В каждой из трёх больших матрёшек умещаются пять маленьких. Сколько всего матрёшек на столе?
( Ответ: 5 + 5 + 5 = 15- столько маленьких и ещё 3 больших; всего 18 матрёшек.)
Коррегирующая гимнастика для глаз.
«Зоркие глазки» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
«Стрельба глазами».
«Письмо носом» ( снижает напряжение в области глаз).
Задание № 8.
(Логическая задача на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.)
-Послушайте задание.
Волк,Лиса и Медведь жили в трёх домах: первый- белый с большими окном, второй- серый с большим окном, третий- серый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окном, у Волка и Медведя- серые домики.
-У кого какой дом?
Проверка: (рассуждение и объяснение выполнения задания учениками)
6.Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие.
-Что вам понравилось на занятии, какие задания?
-Что нового вы узнали? Молодцы.
-А теперь оцените свою работу на уроке.
-Закрасьте флажки цветом.
Получилось всё отлично.
Получилось всё хорошо.
Т олько часть заданий выполнена так, как хотелось.
Спасибо за занятие.
Спицына Любовь Ивановна