Программа факультативных занятий во 2 классе «Умники и умницы»

9
4
Материал опубликован 10 January 2018

Программа факультативных занятий

«Умники и умницы»

(указывается наименование учебного предмета)

во 2 классе

на 2017-2018 уч.г.

Федорова Татьяна Васильевна

(ФИО педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет)

Пояснительная записка

Система обучения и воспитания в школах VIII вида построена таким образом, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной жизни, обеспечить тем самым условия их социальной адаптации и реабилитации.

Факультатив «Умники и умницы» предназначен для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю), в том числе на практические работы отводится – 23 часа.

Содержание факультатива «Умники и умницы», направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Цель: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы, расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи:

Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.

Факультатив «Умники и умницы», учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры (конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи).

Методы и формы обучения:

Беседа;

Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием;

Практические методы;

Демонстрационные методы;

Наглядно-практические методы.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определённом по­рядке;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

увеличение объёма материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого факультатива является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное вы­полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоя­тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки;

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Содержание программы

Программа составлена для учащихся 2 класса. На изучение программы факультативных занятий «Умники и умницы» отводится 34 часа (1ч. в неделю).

Введение (2)

Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития познавательных процессов.

Развитие концентрации внимания (6)

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Танграм: древняя китайская головоломка.

Тренировка внимания (4)

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Путешествие точки.

Тренировка памяти (5)

Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игры с кубиками.

Тренировка зрительной памяти (5)

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игра-соревнование «Весёлый счёт».

Поиск закономерностей (4)

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Математическое путешествие.

Совершенствование воображения (8)

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. «Спичечный» конструктор. Числовые головоломки.

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития познавательных процессов.

2

 

2

2

Развитие концентрации внимания (6)

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Танграм: древняя китайская головоломка.

6

2

4

3

Тренировка внимания

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Путешествие точки.

4

2

2

4

Тренировка памяти

Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игры с кубиками.

5

2

3

5

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игра-соревнование «Весёлый счёт».

5

2

3

6

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Математическое путешествие.

4

1

3

7

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. «Спичечный» конструктор. Числовые головоломки.

8

2

6

ИТОГО:

34

11

23

Литература

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001. 16

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий Л.А. Минск: Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. М., 2006

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отлично!

16 January 2018

Благодарю!

10 June 2018