Программа факультативных занятий во 2 классе «Умники и умницы»
Программа факультативных занятий
«Умники и умницы»
(указывается наименование учебного предмета)
во 2 классе
на 2017-2018 уч.г.
Федорова Татьяна Васильевна
(ФИО педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет)
Пояснительная записка
Система обучения и воспитания в школах VIII вида построена таким образом, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной жизни, обеспечить тем самым условия их социальной адаптации и реабилитации.
Факультатив «Умники и умницы» предназначен для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю), в том числе на практические работы отводится – 23 часа.
Содержание факультатива «Умники и умницы», направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Цель: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы, расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Факультатив «Умники и умницы», учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры (конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи).
Методы и формы обучения:
Беседа;
Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием;
Практические методы;
Демонстрационные методы;
Наглядно-практические методы.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого факультатива является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Содержание программы
Программа составлена для учащихся 2 класса. На изучение программы факультативных занятий «Умники и умницы» отводится 34 часа (1ч. в неделю).
Введение (2)
Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития познавательных процессов.
Развитие концентрации внимания (6)
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Танграм: древняя китайская головоломка.
Тренировка внимания (4)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Путешествие точки.
Тренировка памяти (5)
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игры с кубиками.
Тренировка зрительной памяти (5)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игра-соревнование «Весёлый счёт».
Поиск закономерностей (4)
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Математическое путешествие.
Совершенствование воображения (8)
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. «Спичечный» конструктор. Числовые головоломки.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|||||
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
Введение Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития познавательных процессов. |
2 |
2 |
||||
2 |
Развитие концентрации внимания (6) Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Танграм: древняя китайская головоломка. |
6 |
2 |
4 |
|||
3 |
Тренировка внимания Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Путешествие точки. |
4 |
2 |
2 |
|||
4 |
Тренировка памяти Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игры с кубиками. |
5 |
2 |
3 |
|||
5 |
Тренировка зрительной памяти Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игра-соревнование «Весёлый счёт». |
5 |
2 |
3 |
|||
6 |
Поиск закономерностей Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Математическое путешествие. |
4 |
1 |
3 |
|||
7 |
Совершенствование воображения Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. «Спичечный» конструктор. Числовые головоломки. |
8 |
2 |
6 |
|||
ИТОГО: |
34 |
11 |
23 |
Литература
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001. 16
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий Л.А. Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. М., 2006
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
Залесская Алена Михайловна
Кузякина Галина
Федорова Татьяна Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна