Конспект внеурочного занятия «Умники и умницы» для учеников 4 класса

3
0
Материал опубликован 19 June 2019 в группе

КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПРЕДМЕТ: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

КЛАСС:4Б

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Занятие-игра

ЗАДАЧИ:

развивать творческие способности у детей;

 формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения;

расширять знания по предметам;

развивать память, внимание, логическое мышление, воображение;

воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в группе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Личностные:  самооценка своей работы, смыслообразование.

Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

 

Ход урока:

Оргмомент.

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Я рада приветствовать Вас на занятии .Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.Итак, принимайтесь за работа.

 

 

Эмоционально готовятся к занятию

Регулятивные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

 

 

 

«Мозговая гимнастика». Слайд 2-7

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- А с чего мы начинаем обычно наши занятия?

- Для чего мы ее выполняем?

Выполнение упражнений вместе с детьми.

Качания головой.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

«Ленивые восьмёрки»

Цель: активизирует  структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»

Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)

«Стрельба глазами»

Цель: профилактика нарушений зрения.

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Зоркие глазки»

Цель: профилактика нарушений зрения.

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Ответы детей.(для улучшения мозговой деятельности)

Выполнение упражнений вместе с учителем.

 

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

 

 

 

 

Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Посмотрите не листочки.

- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия.

- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?

 

 

Слайд 8.

 

-

 

 

 

Слайд 9

 

-Предложите, порядок работы

Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности.

Я хочу развивать воображение

Я хочу развивать сообразительность

Я хочу развивать быстроту реакции

Я могу развивать логику

Я могу развивать зрительную память

Я хочу развивать умение рассуждать

Я хочу развивать умение анализировать

Порядок работы:

1.Разминка

2.Совершенствование воображения.

3.Развитие логики и умения мыслить

4. Задания со спичками.

Познавательные УУД.Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные  УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

 

 

 

Разминка. Слайд 10

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

Деятельность учащихся

Примечание

- С чего мы начнем работать?

- С какой целью мы проводим разминку?

Разминка

1. Что вниз головой растет? (сосулька)
2. Двадцать четыре часа, а иначе (полночь)
3. Какое время года одевает лес в листву? (весна)
4. Как называется место, где деревья встречаются на каждом шагу, в котором чем больше углубляешься, тем больше дров? (лес)
5. Через нее пропускают, чтобы получить фарш. (мясорубка)
6. Что сбивают при простуде чаем с малиновым вареньем? (высокую температуру)
7. Сколько нужно съесть соли с человеком, чтобы узнать его как следует? (пуд)
8. Именно им часто прижигают раны. (йод)
9. Какая главная денежная единица России? (рубль)
10. Что вокруг избы не обнесешь? (воду в решете)

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились?

- С разминки

- Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы выполняли разминку

Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач

Познавательные УУД

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

 

 

5.Совершенствование воображения. Слайд 22

Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Что мы сейчас будем делать?

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память?

Слайд 23

Слайд 23-27

Задание1. Игра «Внимание». Запомните увиденные изображения и зарисуйте как можно точнее. Попытайтесь дорисовать эти фигуры до фигуры до какого-либо целого изображения.

Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения №13.

Установка: запомните как можно точнее увиденные, изоб­ражения и зарисуйте в рамках.

Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки.  

 

Задание № 2.

Не отрывая карандаша от бумаги и дважды не проводя одну и ту же линию, попробуй нарисовать эту фигуру.Слайд 29

 

Слайд 30Задание № 3.Работа с изографами.

Отгадай, какие слова спрятались на картине?

Ответ: вертолет, лето, тело, рот, отлёт, вол, вор, ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.

 

Задание №4На каждом из рисунков вы видите большой многоугольник, разделенный на маленькие. Раскрасьте многоугольники на каждом рисунке в несколько цветов. Соседние должны быть окрашены в разные цвета. Постарайтесь в каждом случае обойтись как можно меньшим числом цветов.

Обратите внимание на подсказку.

 

Слайд 31

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя с помощью «флажка».

- Развивать зрительную память

Ответы детей.

(Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать)

 

 

Дети придумывают «ассоциации»,«рису­ют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге.

 

 

 

 

Самопроверка

Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка»

 

 

Познавательные УУД

составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные УУД активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 

 

 

7.Коррегирующая гимнастика для глаз. Слайд 32- 36

Цель: Профилактика нарушения зрения.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

Упражнение 1. Глаза закрыты ладонями, вы видите только черный цвет.

Упражнение2. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения):

- Вдох – глаза открыты
- Выдох – глаза закрыты

Упражнение 3.Слегка надавите тремя пальцами на верхние веки (1-2 секунды)

Упражнение 4.Возьмите ручку, поднесите её к носу, затем медленно отведите руку на максимально возможное расстояние. Следите за ручкой глазами. Затем так же медленно поднесите её обратно к носу.

Выполнение упражнений вместе с учителем

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

 

 

8.Логически-поисковые задания. Отгадай слово.

Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Что мы сейчас будем делать?

- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику?

Задание № 6.«Метаграммы»

- Что такое метаграмма?

1) C  "Т" - на полке нахожусь,
   C  "Д" я для жилья гожусь. (том - дом)

2) На речном лежала дне.
    Заменили букву мне,
    И теперь я с буквой "Ш"
    Мчусь, колесами шурша. (тина - шина) 

3) С буквой "Н" в начале слова
     Я сижу на лесенке.
     И представьте,  я готова
     Напевать вам песенки.
     Букву "Н" на "Р" сменяю,
     Строем с песней зашагаю. (нота - рота)

4) C "Д" меня ты в шашках встретишь,
   С "Р" вокруг картин заметишь. (дамка - рамка)

5)   С "К" - на море я бываю,
     C "Т" - я мусор убираю. (качка - тачка)

6)   С "Д" из года в год встречаем,
     C "Т" за нами ходит вслед,
     C "П" в лесу мы замечаем,
     C "Л" труду наносит вред. (день - тень - пень - лень)

7)  Когда я с "Д" - меня сорвут,
     Когда я с "Т" - на мне плывут. (плод - плот)

8)  Меня найдешь на дереве,
     И в книге, и в тетрадке.
     Но птицей стать я захотел -
     И мне не нужно букву "Л".
     Мне "А" вначале напиши
     И, как зовут меня, реши. (лист - аист)

9)  C "Ю" по воде скольжу,
     C "Я" - на голове сижу. (шлюпка - шляпка)

10)  С "Е" - я жаркая пора,
      C "О" - настольная игра. (лето - лото)

Задание 6

Проверь равенство.

Подсказка: вспомни порядковый номер букв в алфавите.

- Занумеруем буквы алфавита их порядковым номером. Теперь можно писать шифрованные послания, заменяя буквы числами.

(Ответ:П+А+Р (17+1+18=36)=О+С+А (16+19+1=36)

Р+О+Г(18+16+4=36)=З+Л+О(9+13+16=38

М+И+Ш+А(14+10+26+1=51)=Г+А+Л+Я(4+1+13+33=51)

П+Я(17+33=50)=Т+Ь(20+30=50)

(М+А+М+А)+И+ (П+А+П+А)(14+1+14+1=30)+10+(17+1+17+1+36)=76=ДОЧЬ ((5+16+25+30=76

ДВА(5+3+1=9) не равно СЕМЬ(19+6+14+30=69)

 

 

 

 

 

Дети ищут слова

 

Самопроверка.

 

Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка»

Познавательные УУД

Самостоятельное «чтение» и объяснение информации, заданнойс помощью схематических рисунков, составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 

 

9.Веселая переменка.

Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений.

1.Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

2.Правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить « к себе»

 

Выполнение упражнений вместе с учителем.

 

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

 

 

Задание № 7.«Ребусы»

Разгадай ребусы.

- Хотите узнать какие предметы здесь зашифрованы?

Давайте прочитаем расписание уроков.

(Ответ:

история

ботаника

русский язык

геометрия

рисование

физкультура

 

Необходимо внимательно читать задание и мыслить.Групповая работа.

 

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные:

управление поведением партнера в паре; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 

 

10.Работа со спичками.Слайд 48-55

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Что мы будем делать дальше?

Задание 8 Переложи 1 спичку так, чтобы вместо мужского имени Толя получилось женское имя.

Задание 8

 

Задание 9

Из 13 спичек длиной 45 мм каждая сложи так, чтобы получился метр.

 

Задание 10

Переложи 2 спички так, чтобы рюмка, изображенная  с помощью четырех спичек, сохранилась, а вишенка, находившаяся внутри, оказалась вне ее.  

 

Работа в малых группах.

Ответы детей.

Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка»

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

 

 

11.Итог занятия.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормированиеУУД

 

 

- Какие задачи мы ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел. 

 

Молодцы. На следующем занятии у вас всё получится.

-Спасибо за занятие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.