Конспект внеурочного занятия «Умники и умницы» для учеников 4 класса
КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПРЕДМЕТ: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ».
КЛАСС:4Б
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Занятие-игра
ЗАДАЧИ:
развивать творческие способности у детей;
формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения;
расширять знания по предметам;
развивать память, внимание, логическое мышление, воображение;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в группе.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Личностные: самооценка своей работы, смыслообразование.
Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ход урока:
Оргмомент. Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Я рада приветствовать Вас на занятии .Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.Итак, принимайтесь за работа. |
Эмоционально готовятся к занятию |
Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
|
|
|
||
«Мозговая гимнастика». Слайд 2-7 Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- А с чего мы начинаем обычно наши занятия? - Для чего мы ее выполняем? Выполнение упражнений вместе с детьми. Качания головой. Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмёрки» Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса) «Стрельба глазами» Цель: профилактика нарушений зрения. Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. «Зоркие глазки» Цель: профилактика нарушений зрения. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. |
Ответы детей.(для улучшения мозговой деятельности) Выполнение упражнений вместе с учителем.
|
Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения
|
|
|
||
Определение и осознание учащимися целей и задач урока Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Посмотрите не листочки. - Рассмотрите задания сегодняшнего занятия. - Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?
Слайд 8.
-
Слайд 9
-Предложите, порядок работы |
Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности. Я хочу развивать воображение Я хочу развивать сообразительность Я хочу развивать быстроту реакции Я могу развивать логику Я могу развивать зрительную память Я хочу развивать умение рассуждать Я хочу развивать умение анализировать Порядок работы: 1.Разминка 2.Совершенствование воображения. 3.Развитие логики и умения мыслить 4. Задания со спичками. |
Познавательные УУД.Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
|
|
|
||
Разминка. Слайд 10 Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
Деятельность учащихся |
Примечание |
||
- С чего мы начнем работать? - С какой целью мы проводим разминку? Разминка 1. Что вниз головой растет? (сосулька) - Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? |
- С разминки - Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.
Ответы учащихся
- Мы выполняли разминку |
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные УУД Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция |
|
|
||
5.Совершенствование воображения. Слайд 22 Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память? Слайд 23 Слайд 23-27 Задание №1. Игра «Внимание». Запомните увиденные изображения и зарисуйте как можно точнее. Попытайтесь дорисовать эти фигуры до фигуры до какого-либо целого изображения. Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения №13. Установка: запомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в рамках. Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки.
Задание № 2. Не отрывая карандаша от бумаги и дважды не проводя одну и ту же линию, попробуй нарисовать эту фигуру.Слайд 29
Слайд 30Задание № 3.Работа с изографами. Отгадай, какие слова спрятались на картине? Ответ: вертолет, лето, тело, рот, отлёт, вол, вор, ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.
Задание №4На каждом из рисунков вы видите большой многоугольник, разделенный на маленькие. Раскрасьте многоугольники на каждом рисунке в несколько цветов. Соседние должны быть окрашены в разные цвета. Постарайтесь в каждом случае обойтись как можно меньшим числом цветов. Обратите внимание на подсказку.
Слайд 31 - Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя с помощью «флажка». |
- Развивать зрительную память Ответы детей. (Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать)
Дети придумывают «ассоциации»,«рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге.
Самопроверка Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка»
|
Познавательные УУД составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Коммуникативные УУД активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
|
|
|
||
7.Коррегирующая гимнастика для глаз. Слайд 32- 36 Цель: Профилактика нарушения зрения. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
Упражнение 1. Глаза закрыты ладонями, вы видите только черный цвет. Упражнение2. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): - Вдох – глаза открыты Упражнение 3.Слегка надавите тремя пальцами на верхние веки (1-2 секунды) Упражнение 4.Возьмите ручку, поднесите её к носу, затем медленно отведите руку на максимально возможное расстояние. Следите за ручкой глазами. Затем так же медленно поднесите её обратно к носу. |
Выполнение упражнений вместе с учителем |
Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения |
|
|
||
8.Логически-поисковые задания. Отгадай слово. Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику? Задание № 6.«Метаграммы» - Что такое метаграмма? 1) C "Т" - на полке нахожусь, Задание 6 Проверь равенство. Подсказка: вспомни порядковый номер букв в алфавите. - Занумеруем буквы алфавита их порядковым номером. Теперь можно писать шифрованные послания, заменяя буквы числами. (Ответ:П+А+Р (17+1+18=36)=О+С+А (16+19+1=36) Р+О+Г(18+16+4=36)=З+Л+О(9+13+16=38 М+И+Ш+А(14+10+26+1=51)=Г+А+Л+Я(4+1+13+33=51) П+Я(17+33=50)=Т+Ь(20+30=50) (М+А+М+А)+И+ (П+А+П+А)(14+1+14+1=30)+10+(17+1+17+1+36)=76=ДОЧЬ ((5+16+25+30=76 ДВА(5+3+1=9) не равно СЕМЬ(19+6+14+30=69) |
Дети ищут слова
Самопроверка.
Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка» |
Познавательные УУД Самостоятельное «чтение» и объяснение информации, заданнойс помощью схематических рисунков, составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
|
|
||
9.Веселая переменка. Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. 1.Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. 2.Правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить « к себе»
|
Выполнение упражнений вместе с учителем.
|
Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения |
|
|
||
Задание № 7.«Ребусы» Разгадай ребусы. - Хотите узнать какие предметы здесь зашифрованы? Давайте прочитаем расписание уроков. (Ответ: история ботаника русский язык геометрия рисование физкультура
|
Необходимо внимательно читать задание и мыслить.Групповая работа.
|
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные: управление поведением партнера в паре; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
|
|
||
10.Работа со спичками.Слайд 48-55 |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Что мы будем делать дальше? Задание 8 Переложи 1 спичку так, чтобы вместо мужского имени Толя получилось женское имя. Задание 8
Задание 9 Из 13 спичек длиной 45 мм каждая сложи так, чтобы получился метр.
Задание 10 Переложи 2 спички так, чтобы рюмка, изображенная с помощью четырех спичек, сохранилась, а вишенка, находившаяся внутри, оказалась вне ее.
|
Работа в малых группах. Ответы детей. Дети проверяют себя и оценивают с помощью «флажка» |
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные:участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
|
|
||
11.Итог занятия. |
|
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФормированиеУУД |
|
|
||
- Какие задачи мы ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел.
Молодцы. На следующем занятии у вас всё получится. -Спасибо за занятие!
|
|
Личностные УУД понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
|
|