Конспект занятия для средней группы (4-5 лет) Тема: «Машины разные нужны, машины разные важны»
Конспект занятия для средней группы (4-5 лет)
Тема: «Машины разные нужны, машины разные важны»
Цель: Расширить знания детей о транспорте, познакомить с историей первого автомобиля.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей первого в мире автомобиля (простыми словами).
Упражнять в умении классифицировать транспорт (наземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский, специальный).
Активизировать словарь: названия транспортных средств (легковая, грузовик, самосвал, автобус, скорая помощь, пожарная и т.д.).
Упражнять в правильном произношении звуков (особенно шипящих: шина, щётка, машина).
Учить давать развернутые ответы на вопросы.
Развивающие:
Развивать любознательность, внимание, память.
Развивать мышление (умение сравнивать, обобщать, делать простые выводы).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к технике, уважение к труду людей разных профессий.
Материалы и оборудование:
Картинки или игрушки разных видов транспорта.
Картинка «Первый автомобиль Карла Бенца» (1886 год).
Иллюстрации для классификации (дорога, река, небо; город, стройка).
Круги трех цветов (для игры) – красный, желтый, зеленый.
Простые раскраски с видами транспорта.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир машин. А на чём можно путешествовать? (Дети называют: на машине, поезде и т.д.).
2. Основная часть (15-17 минут)
а) Введение в тему. «Путешествие в прошлое».
Воспитатель: Давным-давно у людей не было машин. Ходили пешком, ездили на лошадях. Но однажды умный человек по имени Карл Бенц придумал и собрал первый в мире автомобиль. (Показать картинку).
Объяснение простыми словами: Он был похож на тележку, но с мотором, который работал на бензине. Ехал он медленнее, чем велосипед, и сильно шумел. Но это было начало! Сейчас машины стали красивыми, быстрыми, удобными и совсем непохожими на эту.
б) Беседа и классификация «Какие бывают машины?»
Воспитатель: Машин сейчас очень много, и все они делают важную работу. Давайте посмотрим на картинки.
Кто людей возит? (Автобус, такси, легковая машина) – это пассажирский транспорт.
Что грузы перевозит? (Грузовик, самосвал, фура) – это грузовой транспорт.
Кто спешит на помощь? (Скорая помощь, пожарная, полиция) – это специальный транспорт, у него есть мигалки и сирены.
Игра «Куда едет?»: Разложить на ковре картинки-фоны: дорога, река, небо. Дети берут картинку с транспортом и определяют, куда его прикрепить (машина – на дорогу, корабль – на реку, самолет – в небо).
в) Физкультминутка «Мы – шоферы» (2 минуты)
Крутим руль руками влево-вправо,
Нажимаем на педали ножками (ходьба на месте),
Проверили колеса (наклоны вперед),
Завели мотор (вращаем кулачками перед грудью – «р-р-р»),
И поехали! (Бег на месте).
Стой, светофор! Красный свет! (Замерли).
г) Дидактическая игра «Светофор» на внимание и звуки.
Воспитатель показывает круги:
Красный – все молчат, машины остановились.
Желтый – готовимся, произносим звук [ш] (ш-ш-ш, как спущенная шина).
Зеленый – «едем» и произносим звук, какой издает машина: [ж] (ж-ж-ж), [р] (р-р-р).
д) Развитие речи. «Расскажи о машине».
Воспитатель показывает картинку (например, пожарная машина) и задает наводящие вопросы, побуждая к развернутому ответу:
Что это?
Какого цвета?
Что у нее есть особенного? (Лестница, шланги, мигалка).
Кто на ней работает?
Как она «кричит» на дороге? («Уи-уи-уи!»)
Повторить с 2-3 видами транспорта.
3. Заключительная часть. Творческое задание (5 минут)
Воспитатель: Сегодня мы узнали столько о машинах! Давайте поможем шоферам и раскрасим для них новые красивые машины.
Дети садятся за столы и раскрашивают предложенные шаблоны.
Итог:
Воспитатель: «Сегодня мы узнали про самую первую машину, поняли, что все машины важны: одни возят людей, другие – грузы, а третьи – помогают нам в беде».
Связь с другими видами деятельности:
На прогулке: наблюдение за транспортом на улице.
Сюжетно-ролевая игра «Гараж» или «Поездка на автобусе».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица».