Конспект занятия по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел» (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кормиловского муниципального района
«Немировская средняя общеобразовательная школа»
Конспект занятия по математике
«Сложение и вычитание двузначных чисел»
Составила: В.П. Рыбакова
Немировка, 2023
Слайд № 1
Прозвенел звонок
На следующий урок.
Не хотим лениться,
Будем мы учиться.
- Сегодня наше занятие по математики я хочу начать таким четверостишьем:
Слайд № 2
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!
- Вы согласны с этим утверждением? Математика – это сложная наука, но всем нам необходимая. Давайте сегодня отправимся в путь за новыми математическими знаниями и умениями.
- Проверьте, готовы ли вы к занятию. Есть тетрадь, учебник, ручка, линейка. Обратите внимание на конвертики, в них находится дидактический материал, который нам тоже понадобится на занятии.
Слайд № 3 Лабиринт
- Обратите внимание на экран. Это лабиринт цифр. Чтобы узнать тему нашего занятия, надо пройти по лабиринту от наименьшего числа к наибольшему и выложить на столе полученный ряд. Для работы возьмите конверт № 1.
- Что объединяет все эти числа? (они все двузначные)
- Можно ли их разделить на группы? (круглые десятки и некруглые десятки)
- А какие действия мы можем совершить со всеми двузначными числами?
(сложение, вычитание) (сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых)
- Верно, молодец.
- Попробуйте самостоятельно определить тему нашего занятия –
«Сложение и вычитание двузначных чисел».
Слайд № 4 Тема урока
- Открой тетрадь и пропиши сегодняшнее «Число» и «Классная работа».
- Теперь поставим цель для сегодняшнего занятия:
- Я начну предложение, а ты его постараешься закончить.
- Цель занятия: закрепить приемы ….(сложения и вычитания двузначных чисел).
Слайд № 5 Цель урока
- А для этого мы продолжим решать примеры на сложение и вычитание, решать задачи на нахождение суммы и остатка, развить память и внимание. Задания ты будешь выполнять как самостоятельно, так со мной в паре.
- А сейчас проверим как вы выполнили домашнее задание. Что было домашним заданием? (решить примеры и разгадать слово). Какое слово у вас получилось?
Слайд № 6 Цветик-семицветик
- Цветик-семицветик – это цветок из семи лепестков.
- На каждом лепестке Цветика-семицветика есть задание. Выполнив все задания, мы повторим и закрепим знания о двузначных числах, составе двузначных чисел, приемы сложения и вычитания двузначных чисел.
- После выполнения каждого задания ты будешь получать смайлик.
- На столе в конвертике № 2 у вас есть смайлики разного цвета.
Слайд № 7 Оценивание выполнения заданий
- Смайлик зеленого цвета вы будете получать за правильно выполненное задание.
- Синего цвета: за выполненное задание с допущением одной ошибки.
- Красного цвета: за выполненное задание с допущением двух ошибок.
- Напоминаю, что на занятии мы соблюдаем три простые правила:
- Если не понятно задание – задаем вопросы.
- Не торопимся при выполнении задания. Пишем аккуратно.
- В конце занятия мы посчитаем каких смайликов по цвету у тебя больше и сделаем для семицветика сердцевинку.
№ 1 - Первый лепесток-это красный, где нужно выполнить следующее задание.
Слайд № 8 Устный счет «Посчитай-ка»
Слайд № 9 Молодец
- Молодцы! За выполненное задание вы получаешь смайлик….цвета.
№ 2 - Следующий лепесток с заданием – это оранжевый.
- Назовите из данных значений выражений наименьшее. (28)
Слайд № 10 Чистописание «28»
- Возьмите тетрадь и пропишите это число «28» через клетку. Прежде чем начать писать посмотрите на слайде правильность написание.
- Какое число прописали? (28)
- Какое это число? (двузначное)
- Сколько в нем десятков?
- Сколько единиц?
Слайд № 11 Повторение
№ 3 Следующее задание на желтом лепестке.
- Сейчас мы еще раз повторим как правильно разложить число на круглые десятки и единицы. На слайде дано задание. Нам необходимо заполнить клетки.
Слайд № 12 Проверь себя
- Хорошо! Проверь себя.
Слайд № 13 Самооценка
- Оцените себя. Возьмите смайлик нужного цвета.
- Мы закрепили умение раскладывать числа в разрядные слагаемые.
№ 4 Следующее задание на зеленом лепестке
Слайд № 14 Найди значение
- Какой столбик примеров было легче решать? (легче было решать первый столбик).
- Согласна с вами. В первом столбике примеры с круглыми десятками, которые мы уже давно умеем решать. Давай подробнее разберем примеры второго столбика.
- Кристина, расскажи, как решала пример на сложение.
«+» (разложила второе слагаемое на десятки и единицы, затем прибавила круглые десятки и потом к полученному числу прибавила единицы);
«–» (разложила вычитаемое на десятки и единицы, затем от уменьшаемого отняла круглые десятки и потом от полученного числа отняла единицы).
Слайд № 15 «Молодец»
- Молодцы, Кристина. Ты успешно справилась с этим заданием.
Слайд № 16 Физминутка
№ 5 – А чтобы не переутомляться на занятие очень важно уметь правильно менять вид деятельности. В этом нам поможет лепесток голубого цвета
- Теперь мы отдохнули и готовы к дальнейшей работе.
№ 6 Прежде чем приступить к выполнению задания на синем лепестке, давайте вспомним как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
Слайд № 17 «Найди неизвестное»
- Что неизвестно в первом примере? (уменьшаемое)
- Как мы находим уменьшаемое? (нужно к разности прибавить вычитаемое)
- Что не известно во втором примере? (вычитаемое)
- Как найти вычитаемое? (нужно от уменьшаемого отнять разность)
- Что не известно в третьем примере? (первое слагаемое)
- Как мы находим неизвестное слагаемое? (чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое).
- Выполнять это задание мы будем, используя новый прием сложения и вычитания двухзначных чисел – столбик.
Слайд № 18 Прием «столбик»
- Как надо складывать и вычитать двузначные числа? (складываем десятки с десятками, единицы с единицами. Вычитаем десятки из десятков, единицы из единиц.)
- Сейчас мы будем работать с карточкой. Возьмите конверт № 3.
- И так, в первом примере мы находим неизвестное уменьшаемое.
- К разности прибавляем вычитаемое. Записываем в виде столбика. Десятки под десятками единицы под единицами. Затем складываем и получаем ответ. Делаем проверку. Подставляем найденное значение. Выполняем действие вычитания.
- Во втором примере мы находим неизвестное вычитаемое.
- От уменьшаемого отнимаем разность. Записываем в виде столбика. Десятки под десятками единицы под единицами. Затем вычитаем и получаем ответ. Делаем проверку.
Слайд № 19
- И, у нас остался последний пример, в котором нудно найти неизвестное слагаемое.
- Как мы находим неизвестное слагаемое.
(Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. Записываем в столбик - десятки под десятками единицы под единицами. Затем вычитаем и получаем ответ. Делаем проверку. Подставляем найденное значение.
Слайд № 20 Проверь себя
- Хорошо! Проверьте себя.
Слайд № 21 Самооценка
- Оцените себя. Возьмите смайлик нужного цвета. - С этим заданием мы справились.
№ 7 Продолжаем закреплять умение выполняя задание на коричневом лепесточке
Слайд № 22 «Реши задачу»
- Кристина, открой учебник на ст. 74 задача № 2.
- Задание: запишите задачу кратко, выполните решение.
- Кристина прочитай условие задачи.
- О чем говорится в задаче? (о фруктах)
- Что известно? (известно, что в саду собрали грушу и сливу)
- Сколько собрали груши? (45 кг) - Сколько собрали сливы? (20 кг)
- Что еще известно в задаче? (известно, что 35 кг. фруктов увезли на рынок)
- Что нужно найти в задаче? (сколько кг. фруктов осталось)
Слайд № 23 «Краткая запись»
- Откройте тетрадь и запишите краткую запись.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (потому что мы не знаем, сколько всего кг. фруктов собрали)
- Запиши решение задачи используя прием «столбик» и не забудь записать ответ.
Слайд № 24 «Решение задачи»
- Проверьте решение задачи и оцените себя.
- Сколько фруктов осталось? (30 кг)
- Что мы нашли первым действием? - Что нашли вторым действием?
- Молодцы. За выполнение этого задания вы получаете смайлик ….цвета, потому что….
Слайд № 25 «Цветик-семицветик»
- А теперь я предлагаю посмотреть на слайд и вспомнить, какие задания мы сегодня выполняли: (раскладывали число на круглые десятки и единицы, решали примеры на сложение и вычитание двухзначных чисел столбиком, находили неизвестное число, решали задачу).
- Теперь надо разложить смайлики и посчитать каких по цвету смайлик больше всего.
Слайд № 26 «Цветик-семицветик»+смайлик
- Какое задание было самое трудное? – А с каким заданием справилась легко?
- Я вижу, что вы хорошо работали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями.
Слайд № 27 «Смайлик- спасибо за работу»
- На следующем занятии мы продолжим выполнять сложения и вычитание двузначными числами столбиком.
Слайд № 28 «Домашнее задание»
11