Конспект занятия по математике в средней группе на тему «Счет в пределах 5»
Конспект занятия по математике в средней группе « Счет в пределах 5 »
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи: продолжить закреплять счёт до 5;
упражнять в сравнении двух групп предметов;
развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;
различать и называть геометрические фигуры;
закреплять умение определять величину предметов на основе сравнения и с помощью глазомера;
закреплять умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу;
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: конверт с загадками, предметные картинки, картонные фигурки предметов, геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.
Структура занятия:
I. Вводная часть
Приветствие в стихотворной форме, направленное на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми, сюрпризный момент.
II. Основная часть
Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, продуктивная, поисковая деятельность.
III. Заключительная часть
Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Пальчиковая гимнастика «Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад.
(хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть
(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать,
(пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать.
(руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать
(приседание)
И лепить, и рисовать,
(имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать.
(руки сложить "замком" перед собой)
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам в гости пришел гномик. Как тебя зовут? (воспитатель берет гномика на руки, подносит ближе к уху).
Воспитатель: Его зовут Умник. Гномик мне сказал, что живет в волшебной стране Математики, и приготовил вам несколько заданий. Присаживайтесь на свои места и приступим к выполнению.
Воспитатель: Умник принес конверт с заданиями (воспитатель открывает конверт), здесь загадки о частях суток. Давайте будем отгадывать.
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются!
- Когда это бывает? (утром)
Спят медведи и слоны
Заяц спит и ёжик,
Все вокруг уснуть должны
Наши дети тоже.
-Что это за время суток? (ночь)
Солнце в небе ярко светит
На прогулку вышли дети.
- Когда это бывает? (днём)
День завершился,
А ночь не пришла
А что между ними,
Кто скажет, друзья? (вечер)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Приступаем к следующему заданию. Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на их улицах располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.
(На столах лежат фигурки домов разной высоты. Дети выкладывают их по возрастанию)
Воспитатель: Молодцы! Ребята,
- Сколько всего домиков? (5).
- Какой по счету домик оранжевого цвета? (третий).
- Какой по счету домик красного цвета? (пятый).
- Второй домик какого цвета? (синего).
- А какого цвета первый домик? (желтого), а четвёртый домик какого цвета? (зеленого).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились
- Смотрите, ребята,пока мы с вами помогали наводить порядок после ветра, числа 1,2,3,4 и 5 решили немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Давайте им поможем?!
Нужно найти где же у нас в группе не правильно стоят цифры.
Ребята ищут заранее разложенные по группе цифры и раскладывают их в нужном порядке.
- Молодцы, вы все сделали правильно!
А теперь давайте станем в круг на паласе и немного разомнёмся.
Физминутка.
Мы считали, мы устали
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали: 1,2,3
Ножками потопали: 1,2,3
1,2,3,4,5 –Можно всё пересчитать
Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробья?
Сколько пальцев на руке?
Сколько пальцев на ноге?
Сколько в садике скамеек?
Сколько в небе облаков?
Сели, встали, снова сели,
Друг на друга посмотрели.
Снова встали
Мы немножко отдохнули
И тихонечко присели!
Воспитатель: А теперь, ребята, Умник хочет проверить, знаете ли вы формы геометрических фигур. Поиграем в игру «Из каких фигур...» Посмотрите на картинку, что изображено? (Зайчик и лес вокруг)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
Воспитатель: Ребята, скажите, из каких геометрических фигур составлен зайка? Ёлочки? (Зайчик из овалов и кругов, ёлочки из треугольников и прямоугольников)
Воспитатель: Давайте выберем из предложенных фигур, которые лежат на столе, нужные фигуры и выложим из них фигуру зайки ( выбирают нужные геометрические фигуры и выкладывают на столе изображение) ,теперь выберем нужные фигуры для ёлочек ( выкладывают две ёлочки)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А теперь Умник вас приглашает на волшебную полянку. Посмотрите, на полянке гуляют курочки.
Обращаю внимание детей на доску, на которой расположены 4 картинки с изображением курочек.
— Сколько всего курочек? (4)
Посчитайте, пожалуйста курочек и расположите на нижней части доски столько же цыплят: сколько курочек? (4) Сколько цыплят(4) Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? (Цыплят столько же сколько курочек)
Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам. (Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением курочки)
—Что мы можем сказать о количестве курочек и цыплят. Курочек стало больше. (Считаю курочек сама и спрашиваю)
— Сколько стало курочек? Давайте посчитаем.
—Как получилось 5 курочек?(Добавили одну)
— Сколько цыплят? (4)
—Пять курочек и четыре цыплёнка. Сравните, кого больше? (Курочек больше, чем цыплят)Кого меньше? (Цыплят меньше, чем курочек)
—Какое число меньше 5 или 4?
—Какое число больше 5 или 4?
— Как сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по 5.
(Добавить одного цыплёнка)
— Как получилось 5 цыплят (К четырём цыплятам добавили ещё одного)
Восстанавливаю неравенство: убираю одного цыплёнка
— Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну. (Убрать одну курочк)
Воспитатель: Все справились с заданием! Молодцы! Ребята, гномику Умнику пора возвращаться домой, и чтобы он туда вернулся нужно расставить на полянке, где он живет, все предметы в следующем порядке:
- в центре расположите домик гномика;
- справа от дома «посадите» дерево;
- слева от дома «посадите» елку;
- вверху прикрепите солнышко;
- внизу оформите клумбу с цветами.
(Дети на картинке расставляют картонные фигурки предметов).
Воспитатель: Молодцы! Теперь наш гномик сможет вернуться домой. Скажем ему «До свидания!» и «Спасибо, что приходил!»
Воспитатель: Ребята, наше занятие закончилось. Понравился вам гномик Умник? Что мы с вами делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все молодцы! Спасибо вам за старания!