Занятие по обучению грамоте ко Дню Матери в подготовительной группе
Занятие по обучению грамоте ко Дню Матери в подготовительной группе
Задачи:
систематизировать знания детей о празднике ко Дню Матери;
познакомить детей с буквой Я, упражнять в подборе слов на данную букву с интонационным выделением ее звуков;
учить детей технике чтения слов с буквой «Я» в начале и середине слова;
формировать представление детей о звуко-буквенном анализе слова;
закреплять понятие детей о предложении и составлении схемы к нему;
развивать словесно-логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, воспитывать чутье к звучащей речи.
Материал: настенный алфавит, карточки–схемы для разбора предложений, таблицы для чтения слов, карточки для проведения звуко-буквенного анализа, интерактивная доска, открытки для написания предложения, карандаши.
Ход занятия:
Педагог начинает занятие с загадки:
«Кто тепло нам не пускает?»
Первым снегом нас пугает?» (ноябрь).
Напоминает детям о том, что каждый год в последнее воскресенье ноября мы празднуем ДЕНЬ МАТЕРИ. У всех есть мамы - самые добрые, единственные и неповторимые. Предлагает 1 ребенку из буквенных кубиков выложить слово «МАМА». Затем говорит детям о том, что сегодня мы будем поздравлять наших мам и нам придется много поработать головой, язычками, а чтобы голова и язычок хорошо работали мы поможем им нашими пальчиками. Предлагает провести пальчиковую разминку:
«Очень маму свою я люблю
Ей сегодня я подарю:
Ласку, нежность, заботу, любовь и цветы
За золотые руки твои»
(на каждое слово дети соединяют поочередно с большим пальцем каждый палец обеих рук в колечко, начиная с мизинца)
Педагог обращается к детям с вопросом: КАКИЕ ВАШИ МАМЫ? (дети отмечают качества своих мам). Далее дети составляют предложения со словом «МАМА», считая количество слов и составляя схему к своему предложению (2-3 ребенка у доски). Педагог предлагает детям составить сложные предложения.
Педагог начинает: Я люблю свою маму, потому что ... или «Моя мама… (дети заканчивают предложение). Затем педагог выбирает одно из предложений детей (либо составляет сам): «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ МАМУ» (и собирается записать его на доске мелом, но вспоминает о том, что предложение начинается со слова «Я», а с буквой еще такой мы не знакомы. Кладет мел и говорит детям о том, что мы ничего не знаем про букву «Я», она к нам еще «не приходила».
Педагог показывает детям букву, обращая внимание на ее части и рассказывает о том, что «Я» - уникальная буква. Она обозначает не только букву, но и целый слог и даже целое слово. А также она стоит в последнем ряду на последнем месте русского алфавита, поэтому найти ее очень легко (предлагает 1 ребенку подойти к алфавиту и найти букву Я). Также дети подбирают слова на данную букву (ЯБЛОКО, ЯМА, ЯХТА…).
Совместно с педагогом дети начинают читать слова по слоговой таблице с буквой «Я» в начале и середине слова (педагог при этом объясняет методику чтения с данной буквой).
Далее педагог просит выйти всех ребят у кого имя начинается на Я. И обращается к детям с вопросом «Как ласково ваши мамы называют вас в семье? (если не последовало нужного ответа, то педагог сам рассказывает детям о том, что знает одну девочку по имени Настя, которую мама ласково называет «ЯГОДКОЙ» . Затем предлагает детям посчитать количество звуков и букв в данном слове (звуко-буквенный анализ). Дети поочередно называют каждый звук в слове, дают его характеристику (гласный-согласный; твердый-мягкий, глухой-звонкий), обозначая при этом соответствующим цветом (карточкой).
Физ. Разминка - поздравим наших бабушек, т.к бабушки- тоже Мамы, мамы наших мам и пап («Бабушка» - согласование движений со словами):
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка на ночь сказку расскажет,
Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет - расскажем ей сами.
Затем педагог обращает внимание детей на красивую коробку, не показывая ее содержимого и сообщает о том, что в ней находится подарок для ваших мам. Но прежде, чем его получить, нужно выполнить одно сложное задание, постараться разгадать кроссворд.
На интерактивной доске появляются 4 предмета с соответствующей цифрой. Детям предлагается определить соответствующую букву в зависимости от цифры в каждом слове и составить новое слово, обозначающее предмет в коробке. 4 ребенка поочередно определяют букву, и все вместе читают слово (узор). Педагог открывает коробку и показывает на открытки с узорами для каждой мамы ребенка.
После чего педагог напоминает детям о том, что предложение, которое осталось не написанным, мы все можем написать сами, но уже каждый в своей открытке для свой мамы, потому что теперь мы знаем как пишется буква «Я» и другие буквы.
Дети также получают сладкий приз с буквой «Я» (яблоки и конфеты с буквой «Я»).