Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Русская изба»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Русская изба»
Задачи:
-Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта
(печь, самовар, посуда, подсвечник, кувшин).
-Развивать связную монологическую речь.
-Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Индивидуальная работа: с Лёвой М.- проговаривание слов (кувшин, печь)
Предварительная работа: беседа о старинных предметах русского быта
Словарная работа: кувшин, самовар, подсвечник
Материалы и оборудование: картинки –изба, печь, предметы быта (самовар, посуда, подсвечник, кувшин)
Ход:
Вводная часть
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в настоящую русскую избу. Мы с вами увидим предметы, которыми пользовались раньше наши бабушки и дедушки.
-А на чём мы можем добраться до нашей русской избы?
-Мы с вами отправимся на поезде!
Едем на поезде до русской избы
Основная часть
-Вот мы и приехали в настоящую русскую избу! А что же такое изба?
Изба- это старинный дом, где жили раньше наши бабушки и дедушки. А из чего строили русскую избу? деревянные брёвна).
-Конечно, все старинные дома стоили из деревянных брёвен, поэтому в домах всегда было тепло и уютно.
-А что было самое главное в избе? (печь).
-В каждом доме считалось самым главным- печь! Как вы думаете, почему печь была главным в доме? Потому что именно печь обогревала всю избу, в ней готовили еду, пекли пироги, сушили одежду и лечились от разных заболеваний!
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит
-Печь была главной частью в избе. Она служила источником света и тепла. На печке можно было спать или лежать греться. А также в ней готовили пищу. Как вы думаете в чём готовили наши бабушки и дедушки? (чугун).
Пищу готовили в чугунах! Чугун сделан из прочного металла, который мог выдержать любой огонь. Готовую иду клали в чугун и убирали в печь!
А чем же ели раньше? Раньше люди ели деревянными ложками, которые изготовляли сами.
Физкультминутка «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
-Ребята, вы знаете из чего раньше пили чай? Конечно, из самовара! За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с пирогами, блинами и баранками.
-Посмотрите, что же ещё стоит на столе? Кувшин! Для чего нужен кувшин, что в кувшине было? Раньше люди в кувшин наливали свежее молоко!
Ребята, а раньше у людей было электричество? Конечно, света у людей не было. А что же люди использовали, чтобы в избе было светло? Люди пользовались свечками и ставили их в подсвечники.
-Ребята, сегодня мы с вами узнали, как жиль раньше люди.
А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало»
Раньше носили валенки, а сейчас? (сапоги)
Раньше в печи готовили, а сейчас? ( на плите)
Раньше на печи спали, а сейчас? ( на кроватях)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас? ( в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а сейчас? ( льётся из крана)
Заключительная часть
-Ребята, где мы сегодня с вами были? ( в русской избе). Какие старинные предметы быта мы с вами сегодня видели?
Молодцы! А сейчас мы с вами отправляемся обратно в детский сад!
Едем на поезде