Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей подготовительной к школе группы
Тема «Сочиняем сказку»
Цель:
Создать условия для развития воображения, образного мышления, речи в процессе творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с последовательностью создания сюжета сказки;
закрепить умение выражать мысль распространенным предложением.
формировать умение выражать эмоции в диалогах;
Развивающие:
развивать морально-этические представления о том, что добро всегда побеждает зло;
закрепить навыки общения со сверстниками и взрослым.
Воспитательные:
воспитывать уважение к художественному замыслу сверстника;
воспитывать интерес к творческому процессу.
Материал и оборудование:
сундучок с волшебными предметами (клубочек, волшебная палочка, дудочка, шапка невидимка, кувшинчик, гребешок и др.);
магнитная доска с набором условных изображений (человечек, домик, лес, речка горы, злодей и добрый волшебник);
дидактическое пособие «Угадай-ка»;
аудиозапись песни о сказках;
простые карандаши с пером на конце и бумага в виде свитка на каждого ребенка.
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
1 этап. Вводный. Организационный момент. Цель этапа: мотивация детей на творческую деятельность, развитие воображения и образное мышление. (3 мин.) |
Звучит музыка. Педагог вносит сундучок и ставит на стол. Логопед: Что за чудо- сундучок? Не закрыт он на замок! Мы посмотрим что же тут? Может, сказки в нем живут! Логопед достает по 1 предмету и демонстрирует детям. Логопед: В какой сказке и как этот волшебный предмет помог героям? | Дети рассаживаются на стульчики вокруг столика. Дети рассказывают о чудесах, которые могут происходить с помощью этих предметов, используя свои знания русских народных и авторских сказок. |
2 этап: Основной Цель этапа: познакомить с последовательностью создания сюжета сказки, закрепить умение выражать мысль распространенным предложением, развивать творческое мышление дошкольников через изо-деятельность. (24 мин.) |
Логопед: Ребята, давайте испытаем действие волшебной палочки! (Делая движения палочкой, логопед произносит «заклинание»): Вот я, вот я, превращаю вас друзья В сказочников известных, очень интересных! (Детям раздаются простые карандаши с пером на конце, и бумага в виде свитка.) Будем сказки сочинять и другим рассказывать! Логопед ставит на магнитную доску условное изображение человечка. | Дети сидят за столиками (на столах материал для рисования: фломастеры, мелки) |
Логопед: Предлагаю вам придумать и нарисовать в начале своей сказки героя, с которым нам еще предстоит познакомиться. Логопед ставит на магнитную доску условное обозначение домика. | Дети каждый на своем свитке рисует условное обозначение и дополняют его деталями по своему замыслу (это может быть девочка, мальчик, дедушка, бабушка, зайчик, мишка, робот и др.). Возможна работа в парах. В процессе работы по просьбе логопеда дети описывают свой рисунок. |
Логопед: Теперь надо подумать, где ваш сказочный герой жил в начале сказки. Логопед: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Нам на месте не сидится, Нам пора повеселиться! | Дети рисуют домик дополняя его деталями по своему замыслу (это может быть лесной шалаш, деревянная избушка или дворец с башнями и флагами). Аналогично, в диалоге с логопедом, дети описывают жилище своего героя. |
Физкультминутка. «Веселые человечки» |
Человечки в доме жили, Меж собой они дружили. Звали их совсем чудно- Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо Удивлялись человечки: -Хо-хо-хо-хо-хо-хо! Им собачка шла навстречу И дышала глубоко: хо-хо. Засмеялись человечки: -Хи-хи-хи-хи-хи-хи! Ты похожа на овечку, Прочитать тебе стихи? Разобиделась собака, И ушами затрясла. Человечки же хохочут: -Ха-ха-ха-ха-ха-ха! | (Дети ритмично хлопают в ладоши) (Ритмично пожимают плечиками) (Дети руками имитируют движение лап) (Выполняют ритмичную пружинку ногами, руки на животе). (Повороты влево-вправо, руки в стороны) (Дети имитируют движение ушей ладошками). (Ритмично притопывают ногами). |
(Логопед ставит на магнитную доску условное обозначение препятствия, например гора, река, большое дерево). Логопед: Что ж, однажды ваш герой отправляется в путешествие и встречает какого-то загадочного опасного героя. | Дети в ходе игры, опираясь на условные обозначения, составляют совместное описание загадочного опасного героя. |
Попробуйте придумать и опишите кто это, как выглядит этот герой и в этом нам помогут загадочные часы. | Дети по очереди рассказывают о своем замысле. |
Логопед показывает игру - загадочные часы «Угадай-ка» и напоминает значение условных обозначений, изображенных на них. Логопед предлагает детям схематично изобразить описанного персонажа и рассказать кто это? И что он «натворил» в сказке? | Дети озвучивают свои фантазии. |
Логопед: Ребята, чтобы справиться с опасностью, нашему герою могут пригодиться волшебные предметы из сундучка. Придумайте, что и как поможет вам в сказке? Логопед отмечает наиболее удачные способы волшебных превращений и чудес. | Дети придумывают и рассказывают свои истории. |
Логопед: Ребята, а кто из вас хотел бы показать голосом, как разговаривает страшный и опасный дракон с добрым и веселым Иванушкой в конце сказки? | Игра - театрализация на ширме «Иванушка и Дракон». Дети эмоционально озвучивают придуманный экспромтом диалог героев-кукол о дружбе и дальнейшей жизни. Если дети испытывают затруднения, логопед помогает. |
3 этап: Итоговый (3 мин) Цель: подведение итогов коллективного творчества, рефлексия. |
Логопед: Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец! Ребята, вам понравилось сочинять сказки самостоятельно? Что же вам помогло в этом? Хотели бы вы еще раз стать сказочниками и сочинить новую сказку? Логопед: Думаю, что великие знатные сказочники начинают сочинять волшебные истории с детства. | Ответы детей. |