12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гильзунова Алла Александровна287
Материал размещён в группе «Дошкольники»
9

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы, встречающиеся в нашем городе»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

«Зимующие птицы, встречающиеся в нашем городе» 

Воспитатель: Гильзунова А.А



Цель: Составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу


Задачи:


 Образовательные:

учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;

учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.


Развивающие:

развивать логическое мышление, память и внимание;

развивать слуховое восприятие.


Воспитательные:

воспитывать умение слушать рассказы других детей;

воспитывать заботливое отношение к птицам.


Оборудование: конверт, картинки с изображением вороны, голубя, воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; палочки с изображением птиц, карточки для артикуляционной гимнастики, мнемотаблица


Предварительная работа: просмотр мультфильма «Дюймовочка», разучивание физкультминутки «Птицы на кормушке», чтение художественной литературы о птицах, знакомство с мнемотаблицой и работа по описанию животных по мнемотаблице.


Ход занятия:


В: - Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я пришла в детский сад сторож мне передал конверт. На нем написано, что его нужно открыть 4 апреля, во вторник, после завтрака. Давайте вспомним какое сегодня число и месяц? (Ответы детей)

Интересно, что же там такое?! Как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Рассматривают конверт и предлагают варианты ответов)

Ребята, это письмо нам прислала Дюймовочка и здесь написано, что она потеряла свою любимую птичку, ласточку. Она подозревает, что ее похитил старый крот! И чтобы спасти ласточку и найти ее, крот приказал выполнить задания, с которыми Дюймовочка сама не справится. Она просит нас с вами ей помочь выполнить задания. Все задания для нас в этом конверте. Поможем?


Ребята, в этом конверте есть такая вот схема… Интересно, что это такое? Что нарисовано на этой картинке? (птица, строение, части тела) Все правильно, это части тела птиц, ее строение. Интересно, если у нас в конверте строение птиц, значит сегодня мы будем с вами беседовать о птицах и постараемся помочь Дюймовочке найти ласточку. Давайте тогда назовем все части тела птиц (голова, хвост, клюв, лапки, крылья), а чем покрыто вся птица? (Перьями)

Отлично, мне кажется мы справились с первым заданием. Как вы думаете?


Теперь давайте посмотрим, что там еще есть, в конверте (достаем карточки с артикуляционной гимнастикой). Ребята, что это за карточки? (Ответы детей) Правильно давайте с вами разомнем наш язычок, чтобы наша речь и ответы на задания старого крота звучали понятно и красиво.


Артикуляционная гимнастика «Часики»


Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.


«Чистим зубки»


Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние

Ведь они у нас не лишние.


Отлично, язычок размяли, еще одно задание сделали, но ласточку мы так и не нашли.


Давайте посмотрим, что же еще есть в этом конверте. Карточка с загадкой

Ребята отгадайте загадку:

Чик – чирик,

К зернышкам прыг!

Клюй не робей,

Кто это? (Воробей)


Правильно воробей, давайте посмотрим на картинку с изображением воробья и ответим на несколько вопросов. Отвечать будем длинными и красивыми предложениями. И нам в этом поможет мышка (у кого в руках мышка, тот отвечает на вопрос. А затем передаем ее любому другому ребенку)

Какого размера воробей (какой)? - (маленький).

Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой?) – (короткоклювый).

Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой?) – (коротколапый).

Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой?) – (короткохвостый).

Как подает голос воробей? – (чик-чирик). Значит воробей что делает? – (чирикает).

Где живет воробей?- (в городе). 

Вот какой замечательный воробей.




Следующая загадка

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)


Посмотрите на снегиря и ответьте на несколько вопросов


Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой?) – (толстоклювый).

Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой?) – (красногрудый).

Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой?) – (черноголовый).

Как подает голос снегирь? – (фью-фью).

Что делает снегирь? – (посвистывает). 

Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку).

Вот какой красивый снегирь.


Еще одна загадка:


Непоседа пестрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)

Молодцы, конечно это сорока.

Посмотрите внимательно на сороку.


Если у сороки белые бока, значит, (какая?) сорока? – (белобокая).

Если у сороки длинный хвост, значит, (какая?) сорока? –(длиннохвостая).

Как подает голос сорока? – (тр-тр).

Что делает сорока? – (трещит).

Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).


Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (Ответы детей).

Еще одно задание мы выполнили, смотрим дальше, что же еще в конвертике лежит…


Ой, смотрите в конвертике лежит картинка с кормушкой…. И здесь написано, что пора немного подвигаться.

Физкультминутка «Столовая для птиц». Ребята, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Выберете палочки с изображением зимующих птиц, покружились, покружились и превратились в ту птичку, которая у вас на палочке приклеена. Птички летают, слушают внимательно стихотворение и та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и клюет зернышки.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей ворона лакомилась кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.

А теперь птички покружились и обратно в ребяток превратились.

А кто заботится о птицах в холодное время года? а как они это делают? (ответы детей) Человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Что-же мы еще найдем в этом конвертике?

Карточка Игра «Один - много» (на карточке изображен мяч)

Старый крот придумал для нас еще одно задание, чтобы его выполнить что нам нужно? Как вы думаете? (Ответы детей)

Я кидаю вам мяч, и называю, например: «Один воробей», а вы мне отвечаете «Много воробьев», отвечает только тот, у кого в руках мяч

Один снегирь - много снегирей,

Одна синица - много синиц,

Одна сорока - много сорок,

Один голубь – много голубей

Одна ворона – много ворон

Один воробей – много воробьев


Отлично, молодцы еще одно задание выполнили.


Но ласточку мы так и не нашли…. В конвертике есть что-то… Это загадки и вот такая схема…


Белые щечки,

Синяя птичка

Остренький клювик –

Желтая грудка

Сама невеличка

это (Синичка)

Кто отгадал выходи и расскажи нам про эту птичку опираясь на мнемотаблицу. Мы уже работали с такими таблицами, и я думаю, что вам будет не сложно. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.


t1694710380aa.jpg

Молодец!


Следующая загадка:


Сильная, большая птица

Даже кошки не боится

Очень важная персона

Черно – белая… (Ворона)

Эта птица - символ мира

Чердаки ее квартира

Там, где площади, фонтаны

Ищет крошки постоянно (голубь)

Ребята составляют рассказы о птицах.

- Молодцы, ребята, вы правильно описали наших пернатых друзей.

И мы выполнили все задания, но ласточку найти у нас не получилось.

Но мы с вами не расстраиваемся и давайте вспомним всех птиц, про которых сегодня говорили (Снегирь, воробей, ворона, сорока, синица).

Скажите пожалуйста, где мы можем увидеть этих птиц? (на улице, в парке, на участке).

А в какое время года? Правильно мы этих птиц можем увидеть и летом, и зимой. Значит эти птицы какие? (Зимующие). Скажите пожалуйста, а в нашем городе, в городе Петрозаводске живут эти птицы? (Ответы)

Давайте подумаем и скажем почему же мы ласточку не видим в нашем городе зимой? (ответы детей)

Ласточка, это какая птица? (Перелетная)

Ах вот почему Дюймовочка и мы ее найти не можем, потому что она на зиму улетает в теплые края!

Молодцы!

Ребята, я предлагаю написать письмо Дюймовочке и попрошу ее еще немного подождать, и ласточка к ней прилетит. А старый крот просто решил напугать Дюймовочку и нас с вами своими непростыми заданиями, с которыми мы справились!

Ребята, у нас есть раскраски с изображением птиц, которые проживают и зимуют в нашем городе, в городе Петрозаводске. Предлагаю вам раскрасить их и отправить Дюймовочке вместе с письмом, чтобы она не скучала.









Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.