Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы, встречающиеся в нашем городе»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
«Зимующие птицы, встречающиеся в нашем городе»
Воспитатель: Гильзунова А.А
Цель: Составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу
Задачи:
Образовательные:
• учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
• закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;
• учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;
• закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
• развивать логическое мышление, память и внимание;
• развивать слуховое восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать умение слушать рассказы других детей;
• воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: конверт, картинки с изображением вороны, голубя, воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; палочки с изображением птиц, карточки для артикуляционной гимнастики, мнемотаблица
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Дюймовочка», разучивание физкультминутки «Птицы на кормушке», чтение художественной литературы о птицах, знакомство с мнемотаблицой и работа по описанию животных по мнемотаблице.
Ход занятия:
В: - Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я пришла в детский сад сторож мне передал конверт. На нем написано, что его нужно открыть 4 апреля, во вторник, после завтрака. Давайте вспомним какое сегодня число и месяц? (Ответы детей)
Интересно, что же там такое?! Как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Рассматривают конверт и предлагают варианты ответов)
Ребята, это письмо нам прислала Дюймовочка и здесь написано, что она потеряла свою любимую птичку, ласточку. Она подозревает, что ее похитил старый крот! И чтобы спасти ласточку и найти ее, крот приказал выполнить задания, с которыми Дюймовочка сама не справится. Она просит нас с вами ей помочь выполнить задания. Все задания для нас в этом конверте. Поможем?
Ребята, в этом конверте есть такая вот схема… Интересно, что это такое? Что нарисовано на этой картинке? (птица, строение, части тела) Все правильно, это части тела птиц, ее строение. Интересно, если у нас в конверте строение птиц, значит сегодня мы будем с вами беседовать о птицах и постараемся помочь Дюймовочке найти ласточку. Давайте тогда назовем все части тела птиц (голова, хвост, клюв, лапки, крылья), а чем покрыто вся птица? (Перьями)
Отлично, мне кажется мы справились с первым заданием. Как вы думаете?
Теперь давайте посмотрим, что там еще есть, в конверте (достаем карточки с артикуляционной гимнастикой). Ребята, что это за карточки? (Ответы детей) Правильно давайте с вами разомнем наш язычок, чтобы наша речь и ответы на задания старого крота звучали понятно и красиво.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние
Ведь они у нас не лишние.
Отлично, язычок размяли, еще одно задание сделали, но ласточку мы так и не нашли.
Давайте посмотрим, что же еще есть в этом конверте. Карточка с загадкой
Ребята отгадайте загадку:
Чик – чирик,
К зернышкам прыг!
Клюй не робей,
Кто это? (Воробей)
Правильно воробей, давайте посмотрим на картинку с изображением воробья и ответим на несколько вопросов. Отвечать будем длинными и красивыми предложениями. И нам в этом поможет мышка (у кого в руках мышка, тот отвечает на вопрос. А затем передаем ее любому другому ребенку)
Какого размера воробей (какой)? - (маленький).
Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой?) – (короткоклювый).
Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой?) – (коротколапый).
Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой?) – (короткохвостый).
Как подает голос воробей? – (чик-чирик). Значит воробей что делает? – (чирикает).
Где живет воробей?- (в городе).
Вот какой замечательный воробей.
Следующая загадка
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
Посмотрите на снегиря и ответьте на несколько вопросов
Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой?) – (толстоклювый).
Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой?) – (красногрудый).
Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой?) – (черноголовый).
Как подает голос снегирь? – (фью-фью).
Что делает снегирь? – (посвистывает).
Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку).
Вот какой красивый снегирь.
Еще одна загадка:
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)
Молодцы, конечно это сорока.
Посмотрите внимательно на сороку.
Если у сороки белые бока, значит, (какая?) сорока? – (белобокая).
Если у сороки длинный хвост, значит, (какая?) сорока? –(длиннохвостая).
Как подает голос сорока? – (тр-тр).
Что делает сорока? – (трещит).
Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (Ответы детей).
Еще одно задание мы выполнили, смотрим дальше, что же еще в конвертике лежит…
Ой, смотрите в конвертике лежит картинка с кормушкой…. И здесь написано, что пора немного подвигаться.
Физкультминутка «Столовая для птиц». Ребята, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Выберете палочки с изображением зимующих птиц, покружились, покружились и превратились в ту птичку, которая у вас на палочке приклеена. Птички летают, слушают внимательно стихотворение и та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и клюет зернышки.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей ворона лакомилась кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.
А теперь птички покружились и обратно в ребяток превратились.
А кто заботится о птицах в холодное время года? а как они это делают? (ответы детей) Человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
Что-же мы еще найдем в этом конвертике?
Карточка Игра «Один - много» (на карточке изображен мяч)
Старый крот придумал для нас еще одно задание, чтобы его выполнить что нам нужно? Как вы думаете? (Ответы детей)
Я кидаю вам мяч, и называю, например: «Один воробей», а вы мне отвечаете «Много воробьев», отвечает только тот, у кого в руках мяч
Один снегирь - много снегирей,
Одна синица - много синиц,
Одна сорока - много сорок,
Один голубь – много голубей
Одна ворона – много ворон
Один воробей – много воробьев
Отлично, молодцы еще одно задание выполнили.
Но ласточку мы так и не нашли…. В конвертике есть что-то… Это загадки и вот такая схема…
Белые щечки,
Синяя птичка
Остренький клювик –
Желтая грудка
Сама невеличка
– это (Синичка)
Кто отгадал выходи и расскажи нам про эту птичку опираясь на мнемотаблицу. Мы уже работали с такими таблицами, и я думаю, что вам будет не сложно. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.
Молодец!
Следующая загадка:
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится
Очень важная персона
Черно – белая… (Ворона)
Эта птица - символ мира
Чердаки ее квартира
Там, где площади, фонтаны
Ищет крошки постоянно (голубь)
Ребята составляют рассказы о птицах.
- Молодцы, ребята, вы правильно описали наших пернатых друзей.
И мы выполнили все задания, но ласточку найти у нас не получилось.
Но мы с вами не расстраиваемся и давайте вспомним всех птиц, про которых сегодня говорили (Снегирь, воробей, ворона, сорока, синица).
Скажите пожалуйста, где мы можем увидеть этих птиц? (на улице, в парке, на участке).
А в какое время года? Правильно мы этих птиц можем увидеть и летом, и зимой. Значит эти птицы какие? (Зимующие). Скажите пожалуйста, а в нашем городе, в городе Петрозаводске живут эти птицы? (Ответы)
Давайте подумаем и скажем почему же мы ласточку не видим в нашем городе зимой? (ответы детей)
Ласточка, это какая птица? (Перелетная)
Ах вот почему Дюймовочка и мы ее найти не можем, потому что она на зиму улетает в теплые края!
Молодцы!
Ребята, я предлагаю написать письмо Дюймовочке и попрошу ее еще немного подождать, и ласточка к ней прилетит. А старый крот просто решил напугать Дюймовочку и нас с вами своими непростыми заданиями, с которыми мы справились!
Ребята, у нас есть раскраски с изображением птиц, которые проживают и зимуют в нашем городе, в городе Петрозаводске. Предлагаю вам раскрасить их и отправить Дюймовочке вместе с письмом, чтобы она не скучала.