Конспект занятия по теме «Согласные звуки "М"-"Мь"»
Тема: «Согласные звуки «М» - «МЬ» ».
Цель: дать представление о согласных звуках «м» - «мь», их акустических и артикуляционных характеристиках.
Задачи:
- упражнять в различии звуков по твердости – мягкости;
- упражнять в навыке слогового анализа;
- развивать мышление, через отгадывание загадок;
- воспитывать умение отвечать полным ответом, дополнять ответ товарища.
Оборудование:
-демонстрационные предметные картинки со звуками «м», «мь»
(Маша, муха, мост, мак, месяц, мяч);
-игрушки «Мышонок», «Медвежонок »,
д/игра «Подари картинки»
-звуковые пеналы,
схемы звуков (по Акименко).
1.Орг. момент. Отгадать загадку:
«Что за серенький зверек,
Хвостик длинный, как шнурок?
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал.» (Мышонок) ( Выставляется игрушка Мышонок.)
2.Основная часть
2.1.Знакомство со звуком «М».
Выделить первый звук в слове мышонок.
2.2.Назвать слова с пропущенными звуками (на доске картинки)
(М)уха, (М)ак, (М)ост - какой звук потерялся во всех словах?
2.3. Характеристика звука «М» (согласный, звонкий, твёрдый ). Обозначается синим квадратом.
Знакомство с символом звука «М».
Выкладывание схем «Место звука в слове» (мост, муха, мышонок, мак)
2.4. Знакомство со звуком «Мь»
В гости к Мышонку пришел его друг Медвежонок. Какой первый звук в слове медвежонок?
2.5.Выделить первый звук в словах-отгадках:
«Стукнешь о стенку - я отскачу,
Бросишь на землю – я подскачу.
Из ладоней в ладони я лечу,
Лежать тихонько совсем не хочу.» (Мяч)
«В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился в букву «С»,
А к утру совсем исчез.» (Месяц) Объяснить несколько значений слова «месяц»
2.6.Характеристика звука «Мь» (согласный, звонкий, мягкий). Обозначается зеленым квадратом.
Знакомство с символом звука «Мь»
Выкладывание схем «Место звука в слове» (мяч, медвежонок, месяц)
2.7.Физ. минутка.
2.8.Д/упражнение «Наоборот»
(ма – мя, мо – мё, му – мю, мы – ми, мэ – ме, ам-амь, ом-омь…..)
2.9. Слоговой анализ слов (выкладывание схем ).
а) муха, мак,
б) преобразование слова «мак» в «маки»
2.9.1.Составление предложения по опорным картинкам «Маша», « мяч»
(У Маши новый яркий мяч.)
Назвать слова по инструкции:
-с твердым звуком «м» в начале слова
-с мягким звуком «мь» в начале слова.
2.9.2.Д/и «Подарить картинки Мышонку и Медвежонку»
У каждого ребенка по одной картинке, распределить «подарить» картинки:
со звуком «м»- Мышонку (муравей, морковь, матрешка, мухомор)
со звуком «мь» - Медвежонку (мельница, мешок, меч, мех, медуза)
3. Итог занятия. Анализ. Рефлексия.