Конспект занятия на тему «Зимнее путешествие»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 40
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Занятие по ФЦКМ в средней группе «Зимнее путешествие».
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории
Пантилеева Екатерина Валерьевна
Цель: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Образовательные задачи: закреплять знания детей о диких животных;
расширить представления, об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем как дикие животные готовятся к зиме;учить отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие задачи: развивать речь детей; развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность; умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, любовь к природе, и диким животным.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Дикие животные», загадки, подушки.
Направление: познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных, рассматривание иллюстраций диких животных, беседы об осени, о диких животных, дидактические игры «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».
Методы и приемы: игровой - использование сюрпризных моментов, наглядный - использование иллюстраций, мультимедийного изображения, словесный – беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? И я тоже люблю. Поэтому мы сегодня с вами отправимся в одно увлекательное путешествие. А кто мне ответит, какое сейчас время года? (ответ детей)
Правильно! Поэтому нам с вами надо будет тепло одеться.
Игра «Одевалочка».
Что-то стало холодать,
Нужно шапку надевать.
И на обе ножки
Теплые сапожки.
Шубку, варежки надели
И пошли гулять скорее.
Воспитатель: Вот теперь мы готовы! Закрываем глазки, вокруг себя покружились и в другом месте очутились! (слайд «Лес»)
Где мы с вами ребята? (ответ детей)
Мне кажется мы с вами в лесу не одни, кто-то прячется за ветками (аудиозапись стрекотание сороки).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Кто это, ребята?
Дети: Сорока!
Воспитатель: Именно она нам поможет путешествовать по лесу и узнать много интересного.
Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, тогда за мной!
Много знает зимний лес
И загадок и чудес…
Заволновалась что-то наша сорока, интересно почему? Сейчас мы с вами узнаем, кто ее испугал.
Рыжая хозяйка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
С собою унесла.
Кто это ребята?
Дети: Это лиса!
Лиса зимой краса! Ребята, скажите мне, лиса меняет к зиме свою шубку, какой она становится?
Дети: Шубка у лисы остается рыжей, но становится теплой и густой.
Воспитатель: Какой у лисы хвост?
Дети: Длинный и пушистый.
Воспитатель: Он то и помогает лисе зимой согреваться. Ведь спит она прямо на снегу, а хвостом укрывается. А чем лиса питается зимой?
Дети: Ловит зайцев и мышей.
Воспитатель: Когда лиса ловит мышей, то говорят – она мышкует. Заберется лиса на пенек или сугроб и смотрит и слушает, где под снегом мышь пискнет. А как услышит, то сразу кинется.
А сорока наша дальше полетела. Смотрите чьи-то следы? Кто бы это мог быть?
Угадайте, что за шапка?
Меха целого охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Как заяц подготовился к зиме?
Дети: Он поменял цвет свой шубки, и она стала густой и теплой.
Воспитатель: Из-за густого и теплого меха, или как мы с вами называем «шубки», лапки у зайца становятся широкими, словно в тапки обуты. С такими лапками он бежит по снегу и не проваливается.
Есть ли у зайца свой дом?
Дети: нет.
Воспитатель: Зимой он греется в снежных норах. Зарывается в снег, мордочкой к выходу из норки, ложится и так весь день сидит. А ночью вылезет в поисках еды. А чем питается заяц зимой?
Дети: тонкими веточками и корой с деревьев.
Воспитатель: А еще чтобы зимой согреться в мороз, зайцы много бегают.
Я вам тоже предлагаю немного поиграть.
Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, (Ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
Отдохнули немного, теперь присаживайтесь.
Воспитатель: Устала наша сорока, присела на ветку отдохнуть, но видит - ветки одна за другой качаются. Испугалась сорока, кто же это может быть? Сейчас мы с вами узнаем.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у нее рост,
Но зато пушистый хвост.
Дети: Это белка.
Воспитатель: Белки к зиме всю осень готовятся. А кто знает, как готовится белка к зиме?
Дети: Белка к зиме меняет шубку. Летом её мех был рыжего цвета, а к зиме стал серого. А еще она делает запасы на зиму: собирает орехи, сушит грибы, ягоды.
Воспитатель: Вы, все правильно сказали ребята! Мех у белки не только поменял цвет, но тоже стал густым и теплым, особенно хвост. Именно им белка в морозные дни, свернувшись калачиком, укрывается им как одеялом. Любимое лакомство белки – еловые и кедровые шишки. А знаете как она выбирает ветку где много шишек? Раскачает белка ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, на той и шишек больше. На эту ветку она влезает, скусывает шишки и тащит себе в гнездо.
Давайте ребята поможем белке разложить её запасы по кладовочкам. В каждую нужно относить по столько предметов, сколько помечено числом (дети раскладывают картинки с разным количеством грибов, шишек, орехов и т.д).
Воспитатель: Большое спасибо передает вам, ребята, белочка за помощь, а нас дальше зовет сорока в путь. Ребята, почему-то сорока забралась повыше на елку? Кого она испугалась? (аудиозапись вой волка) Что за зверь издает такие звуки?
Дети: Это волк.
Воспитатель: Ребята, а волк меняет свою шубку, какой она становится?
Дети: Она становится густой, теплой и плотной.
Воспитатель: Посмотрите, ребята на хвост волка, какой он?
Дети: Большой и пушистый.
Воспитатель: Правильно, хвост у волка большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пышным хвостом. Нос волку необходимо греть! Если зимой перемёрзнет нюхательный орган, то волку труднее будет учуять добычу. Вот и спит волк зимой, уткнувшись в собственный хвост. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов.
Воспитатель: А чем питается волк?
Дети: Зайцами, кабанами, оленями….
Воспитатель: Наша сорока заметила странный бугорок и из него идет пар. Что же это может быть, может там кто-то живет? Сейчас мы с вами узнаем, кто там может быть.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Делает ли медведь запасы на зиму?
Дети: Медведь запасы не делает, он много кушает осенью.
Воспитатель: Правильно! Осенью медведи много питаются, чтобы на время зимовки накопить много жира. А что делает медведь зимой? Как называется дом медведя?
Дети: Зимой медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Да, ребята. Зимой медведь спит в своей берлоге, которую устраивает под упавшими деревьями, в ямах, пещерах, иногда выкапывают в земле. Но спит медведь некрепко, он слышит опасность, поэтому может проснуться. И тогда такой медведь очень опасен! Что-то мне стало страшно, предлагаю вернуться из нашего путешествия в группу. Повторяем волшебные слова:
Вокруг себя повернись,
И снова в группе окажись.
Рефлексия.
Каких мы зверей сегодня встретили в лесу?
Кто из зверей впадает в спячку?
А кто делает запасы на зиму?
Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно?
Зачем заяц меняет цвет шерсти?
Почему лиса и волк этого не делают?
Зачем белке, лисе и волку большой пушистый хвост?
Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как звери готовятся к зиме.
А теперь возьмите шкалу и покажите, насколько вам было интересно на занятии!