Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Река как водный поток» (4 класс)
Санкт-Петербургское Государственное Казённое Учреждение
«Детский санаторий «Берёзка»
Конспект открытого урока окружающего мира
в 4 классе
по теме: «Река как водный поток»
Составила учитель начальных классов
Линникова Н.Б
2023
Тема: «Река как водный поток»
Тип урка: освоение новых знаний
Планируемые достижения учащихся
Предметные результаты:
- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, приток, течение);
-знать и показывать на карте главные реки России и своего региона.
Метапредметные результаты:
-формулировать тему урока;
-составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника и презентации;
-делать вьводь на основе проводимых опытов;
-осуществлять самопроверку.
Личностные результаты:
-понимать значение рек в жизни людей
-выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению в жизни региона;
-умение работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку
2. Актуализация знаний .
-Что такое рельеф?
-Какие виды рельефа вы знаете?
-На какой равнине находится Санкт-Петербург? Плкажите на карте.
-Какие горы называют «Каменным поясом» и почеиу?
-Сколько океанов омывает территорию России?
-К бассейну какого океана относится Балтийское море?
-Какое море на самом деле является озером? Почему? Покажите его на карте.
-Что на карте обозначают голубыми «ленточками»?
Слайд№1
-Прочитайте загадку и определите тему урока
Бежит, журчит, волнуется,
Все на неё любуются.
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)
3.Работа по теме урока
-Правильно, сегодня мы будем говорить о реках: их строении, значении для людей, о защите рек. Запишите в рабочих листах тему урока: «Река как водный поток»
Слайд№2
Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
-Почему реки, моря и океаны обозначены на карте голубым
цветом? (Потому что в них находится вода)
-Какой по вкусу воды больше всего на Земле?
-А какая вода в реках?
-Как вы думаете. Почему говорят: «В одну и туже реку не вступишь дважды»? (Потому что вода в реке всё время движется, а значит меняется)
Слайд№3
-Так, что же такое река? Прочтите определение (Река – естественный поток воды, текущий в разработанном им углублении (русло).
Опыт (работа в парах).
-Обратите внимание у вас на партах стоят тарелочки, стаканчики с водой и половинки стаканчиков. Давайте проведём опыт. Договоритесь, кто из вас будет «руслом реки», а кто будет «водным потоком». «Русло» берёт в руки половики стаканчиков и держит их над "сушей" (тарелочки) очень-очень ровно (без наклона). «Потоки» льют в «русло» воду очень аккуратно, чтобы она не выливалась из половинок. Когда вода будет вылита в «русло» .наклоните половинку стаканчика. Что произошло? (ответы детей)
-Правильно. Когда вы наклоняете «русло», вода начинает течь. Чем больше уклон русла, тем быстрее поток
- Сделайте вывод: как должно располагаться русло реки, чтобы вода в нём текла?
- Правильно. Русло должно располагаться под уклоном сверху вниз. И чем круче уклон, тем быстрее поток.
- Зарисуйте в рабочих листах русло реки. Как вы его изобразите? Стрелкой изобразите направление течения. В таблицу запишите определения реки, русла, течения.
Слайд№4
-Вы уже знаете, что река – это водный поток, текущий под уклоном. А как вы думаете, одинаков ли этот поток на протяжении всей реки? (ответы)
- А в каком месте река будет иметь самый маленький размер? (ответы)
_ Правильно. В самом начале реку-то и рекой не назовёшь. А называют её или ручейком, или ключом, или родничком, или источником.
- А где может рождаться река? (предположения детей) Река может родиться в лесу маленьким ручейком, вытечь из болота иди озера, а может родиться высоко в горах. Но, где бы река ни родилась, её начало имеет общее название. Найдите определение начала реки в учебнике. Прочтите его и запишите в таблицу рабочих листов.
-Отметьте на схеме исток и подпишите. Где будет расположен исток? Правильно вверху течения.
-На слайде изображён исток великой русской реки Волга. Неприметный родничок находится в деревне Волговерхье Осташковского района, Тверской обл.
Слайд№5
-Появился ручеёк на свет и побежал друзей искать, с миром знакомиться. Бежит, знакомится, в гости приглашает другие ручейки и речушки, радуется. И не заметил, как превратился в большую реку с высокими берегами.
-Что такое берег?
-У реки два берега: левый и правый. А как определить их расположение?
-Да. Нужно встать лицом к течению реки. Берег с правой стороны будет правым, а с левой – левым.
Запишите в таблицу определение берега и зарисуйте берега на схеме, отметив левый и правый берега
Слайд№6
-Реки рождаются и на равнинах, и в горах. Реки, рождённые в горах, называются горными.
-Как вы думаете, какой будет скорость течения горных рек? Почему? Предположения детей)
-Течение горных рек будет очень быстрым, иногда сбивающим с ног. А связано это с тем, что источник расположен высоко в горах. На уроке литературы мы читали стихотворение М.Ю.Лермонтова о горной реке. Как оно называется? («Дары Терека»)
-Прочитайте это стихотворение (читают желающие дети по учебнику или наизусть) Совпадает ли характеристика, данная поэтом горной реке, с нашей?
Слайд№7
-Реки, имеющие исток на равнине и протекающие по равнине, называются равнинными. Течение у них ровное, спокойное. Почему?
-Какие равнинные реки России вы знаете. Покажите их на карте. Напомните, как показываем реку на карте? (от начала (истока) до впадения в другой водоём, т.е сверху вниз)
-Как вы думаете, в какой реке вода будет холоднее, почему?
Скажите Нева горная или равнинная река? Докажите ( покажите Неву на карте.)
Слайд№8
-И горные и равнинные реки имеют притоки Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Прочитайте определение притока в учебнике (притоки – ручейки и речушки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду). Как определить левый и правый берег реки?
- Запишите определение в таблице. В схеме дорисуйте притоки, определив их положение.
Слайд№9
-Бежит река по руслу десятки, сотни,а то и тысячи километров, пока не попадёт в другой водоём: реку, озеро, море. Это место называется устьем. Река может впадать в другой водоем одним потоком, а может разбежаться на несколько протоков. Такое устье называется дельтой, т.к. напоминает греческую букву «дельта»
Запишите в таблицу определение и отметьте устье на схеме.
Слайд№10
-Сравните схему на слайде со схемами в рабочих листах. Похожи ли они между собой?
Слайд№11
-Реке, как и всему живому, нужно питание. Почему?
-Правильно. Если река не будет питаться, она пересохнет.
-А чем питается рек? (водой)
-Где берётся дополнительная вода для питания рек?(предположения детей)
Вывод:
Река питается
- дождевой водой;
-ледниковой водой;
-подземными водами;
-снеговой или талой водой.
-Запишите в рабочий лист с пояснениями.
Слайд№12
С давних пор человек строит свои дома на берегах рек. Почему? Какую роль играет в жизни человека река? (поставщик питьевой воды и пищи, торговые и круизные пути, место отдыха идр.)Что должен делать человек, чтобы реки ему дольше служили? Правильно. Защищать реку, бережно к ней относиться.
-Запишите способы защиты реки в рабочий лист:
-строительство очистных сооружений;
-экономия воды;
-высадка и охрана растений по берегам рек (предотвращение коррозии берегов)
- контроль за уровнем загрязнения воды
-В городе Санкт-Петербург протекает красавица Нева (в преводе с угорского «болото») . Берёт она свое начало в Ладожском озере, а впадает в Балтийское море. Протяженность реки 74 км, 32 из которых протекают по нашему городу. Какую роль в жизни Санкт-Петербурга играет Нева?(ответы детей)
-Да наша красавица Нева играет важную роль в жизни города:
-грузовой и пассажирский речной порт;
-поставщик питьевой воды
-поставщик промысловой рыбы.;
-место отдыха горожан и гостей города.
Великолепными набережными Невы восхищались художники и поэты, посвящая ей свои произведения. О ней знают далеко за пределами нашей Родины. Мы любим Неву и гордимся ею.
Слайд №13
-Давайте закрепим знания, полученные на уроке, ответив на вопросы теста (Приложение №2)
4.Рефлексия.
Спасибо з а урок!
Молодцы!!!
Приложение№1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема урока:
Термин |
Определение |
РЕКА |
|
РУСЛО |
|
ТЕЧЕНИЕ |
|
ИСТОК |
|
БЕРЕГ |
|
ПРИТОК |
|
УСТЬЕ |
|
ПИТАНИЕ РЕКИ:
---
---
---
---
ЗАЩИТА РЕК:
----
----
----
----
СХЕМА РЕКИ
Приложение №2
12