Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Река как водный поток» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 23 January в группе

 

Санкт-Петербургское Государственное Казённое Учреждение

«Детский санаторий «Берёзка»


 


 


 


 


 

Конспект открытого урока окружающего мира

в 4 классе

по теме: «Река как водный поток»


 

Составила учитель начальных классов

Линникова Н.Б


 


 


 


 


 


 


 

2023

 

 

 

 


 

Тема: «Река как водный поток»

Тип урка: освоение новых знаний


 

Планируемые достижения учащихся

Предметные результаты:

- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, приток, течение);

-знать и показывать на карте главные реки России и своего региона.

Метапредметные результаты:

-формулировать тему урока;

-составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника и презентации;

-делать вьводь на основе проводимых опытов;

-осуществлять самопроверку.

Личностные результаты:

-понимать значение рек в жизни людей

-выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению в жизни региона;

-умение работать в парах.


 

Ход урока

1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку

2. Актуализация знаний .

-Что такое рельеф?

-Какие виды рельефа вы знаете?

-На какой равнине находится Санкт-Петербург? Плкажите на карте.

-Какие горы называют «Каменным поясом» и почеиу?

-Сколько океанов омывает территорию России?

-К бассейну какого океана относится Балтийское море?

-Какое море на самом деле является озером? Почему? Покажите его на карте.

-Что на карте обозначают голубыми «ленточками»?


 


 

Слайд№1

-Прочитайте загадку и определите тему урока

Бежит, журчит, волнуется,

Все на неё любуются.

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

(Река)


 

3.Работа по теме урока

-Правильно, сегодня мы будем говорить о реках: их строении, значении для людей, о защите рек. Запишите в рабочих листах тему урока: «Река как водный поток»


 

Слайд№2

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

-Почему реки, моря и океаны обозначены на карте голубым

цветом? (Потому что в них находится вода)

-Какой по вкусу воды больше всего на Земле?

-А какая вода в реках?

-Как вы думаете. Почему говорят: «В одну и туже реку не вступишь дважды»? (Потому что вода в реке всё время движется, а значит меняется)

Слайд№3

-Так, что же такое река? Прочтите определение (Река – естественный поток воды, текущий в разработанном им углублении (русло).

Опыт (работа в парах).

-Обратите внимание у вас на партах стоят тарелочки, стаканчики с водой и половинки стаканчиков. Давайте проведём опыт. Договоритесь, кто из вас будет «руслом реки», а кто будет «водным потоком». «Русло» берёт в руки половики стаканчиков и держит их над "сушей" (тарелочки) очень-очень ровно (без наклона). «Потоки» льют в «русло» воду очень аккуратно, чтобы она не выливалась из половинок. Когда вода будет вылита в «русло» .наклоните половинку стаканчика. Что произошло? (ответы детей)

-Правильно. Когда вы наклоняете «русло», вода начинает течь. Чем больше уклон русла, тем быстрее поток

- Сделайте вывод: как должно располагаться русло реки, чтобы вода в нём текла?

- Правильно. Русло должно располагаться под уклоном сверху вниз. И чем круче уклон, тем быстрее поток.

- Зарисуйте в рабочих листах русло реки. Как вы его изобразите? Стрелкой изобразите направление течения. В таблицу запишите определения реки, русла, течения.

Слайд№4

-Вы уже знаете, что река – это водный поток, текущий под уклоном. А как вы думаете, одинаков ли этот поток на протяжении всей реки? (ответы)

- А в каком месте река будет иметь самый маленький размер? (ответы)

_ Правильно. В самом начале реку-то и рекой не назовёшь. А называют её или ручейком, или ключом, или родничком, или источником.

- А где может рождаться река? (предположения детей) Река может родиться в лесу маленьким ручейком, вытечь из болота иди озера, а может родиться высоко в горах. Но, где бы река ни родилась, её начало имеет общее название. Найдите определение начала реки в учебнике. Прочтите его и запишите в таблицу рабочих листов.

-Отметьте на схеме исток и подпишите. Где будет расположен исток? Правильно вверху течения.

-На слайде изображён исток великой русской реки Волга. Неприметный родничок находится в деревне Волговерхье Осташковского района, Тверской обл.

Слайд№5

-Появился ручеёк на свет и побежал друзей искать, с миром знакомиться. Бежит, знакомится, в гости приглашает другие ручейки и речушки, радуется. И не заметил, как превратился в большую реку с высокими берегами.

-Что такое берег?

-У реки два берега: левый и правый. А как определить их расположение?

-Да. Нужно встать лицом к течению реки. Берег с правой стороны будет правым, а с левой – левым.

Запишите в таблицу определение берега и зарисуйте берега на схеме, отметив левый и правый берега

Слайд№6

-Реки рождаются и на равнинах, и в горах. Реки, рождённые в горах, называются горными.

-Как вы думаете, какой будет скорость течения горных рек? Почему? Предположения детей)

-Течение горных рек будет очень быстрым, иногда сбивающим с ног. А связано это с тем, что источник расположен высоко в горах. На уроке литературы мы читали стихотворение М.Ю.Лермонтова о горной реке. Как оно называется? («Дары Терека»)

-Прочитайте это стихотворение (читают желающие дети по учебнику или наизусть) Совпадает ли характеристика, данная поэтом горной реке, с нашей?

Слайд№7

-Реки, имеющие исток на равнине и протекающие по равнине, называются равнинными. Течение у них ровное, спокойное. Почему?

-Какие равнинные реки России вы знаете. Покажите их на карте. Напомните, как показываем реку на карте? (от начала (истока) до впадения в другой водоём, т.е сверху вниз)

-Как вы думаете, в какой реке вода будет холоднее, почему?

Скажите Нева горная или равнинная река? Докажите ( покажите Неву на карте.)

Слайд№8

-И горные и равнинные реки имеют притоки Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Прочитайте определение притока в учебнике (притоки – ручейки и речушки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду). Как определить левый и правый берег реки?

- Запишите определение в таблице. В схеме дорисуйте притоки, определив их положение.

Слайд№9

-Бежит река по руслу десятки, сотни,а то и тысячи километров, пока не попадёт в другой водоём: реку, озеро, море. Это место называется устьем. Река может впадать в другой водоем одним потоком, а может разбежаться на несколько протоков. Такое устье называется дельтой, т.к. напоминает греческую букву «дельта»

Запишите в таблицу определение и отметьте устье на схеме.

Слайд№10

-Сравните схему на слайде со схемами в рабочих листах. Похожи ли они между собой?

Слайд№11

-Реке, как и всему живому, нужно питание. Почему?

-Правильно. Если река не будет питаться, она пересохнет.

-А чем питается рек? (водой)

-Где берётся дополнительная вода для питания рек?(предположения детей)

Вывод:

Река питается

- дождевой водой;

-ледниковой водой;

-подземными водами;

-снеговой или талой водой.

-Запишите в рабочий лист с пояснениями.

Слайд№12

С давних пор человек строит свои дома на берегах рек. Почему? Какую роль играет в жизни человека река? (поставщик питьевой воды и пищи, торговые и круизные пути, место отдыха идр.)Что должен делать человек, чтобы реки ему дольше служили? Правильно. Защищать реку, бережно к ней относиться.

-Запишите способы защиты реки в рабочий лист:

-строительство очистных сооружений;

-экономия воды;

-высадка и охрана растений по берегам рек (предотвращение коррозии берегов)

- контроль за уровнем загрязнения воды

-В городе Санкт-Петербург протекает красавица Нева (в преводе с угорского «болото») . Берёт она свое начало в Ладожском озере, а впадает в Балтийское море. Протяженность реки 74 км, 32 из которых протекают по нашему городу. Какую роль в жизни Санкт-Петербурга играет Нева?(ответы детей)

-Да наша красавица Нева играет важную роль в жизни города:

-грузовой и пассажирский речной порт;

-поставщик питьевой воды

-поставщик промысловой рыбы.;

-место отдыха горожан и гостей города.

Великолепными набережными Невы восхищались художники и поэты, посвящая ей свои произведения. О ней знают далеко за пределами нашей Родины. Мы любим Неву и гордимся ею.

Слайд №13

-Давайте закрепим знания, полученные на уроке, ответив на вопросы теста (Приложение №2)

4.Рефлексия.

Спасибо з а урок!

Молодцы!!!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение№1


 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока:


 

Термин

Определение

РЕКА

 

РУСЛО

 

ТЕЧЕНИЕ

 

ИСТОК

 

БЕРЕГ

 

ПРИТОК

 

УСТЬЕ

 


 

ПИТАНИЕ РЕКИ:

---

---

---

---


 


 

ЗАЩИТА РЕК:

----

----

----

----

СХЕМА РЕКИ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №2

t1706018773aa.png


 


 

12

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации