Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»
Конструирование из природного материала
«Как шишки стали лесными жителями».
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы. Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина. Показать новый способ втыкание детали в деталь. Расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, осязания, обоняния). Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала.
Материалы, оборудование.
Для изображения туловища животных – шишки еловые, сосновые, кедровые (на выбор детям); для изображения деталей ( голов, хвостов, крыльев, ног) – грецкие орехи ( целые и половинки), желуди, осенние листья, семена деревьев, перышки, ракушки, веточки, палочки, каштаны; для скрепления деталей – пластилин. Для показа: лесные пейзажи известных художников (И.И.Левитана, И.И.Шишкина), фотографии хвойного леса, коллекция шишек. Макет лесной опушки для выставки поделок, изготовленных детьми.
Базовые понятия и способы.
Представления о том, что одна и та же форма ( шишка) может в процессе конструирования стать разными узнаваемыми образами, например, мышкой,ежиком, птичкой, зайцем, белкой, мишкой, оленем, лесовичком и др.
Индивидуализация содержания обеспечивается свободным выбором замыслов, природных материалов и способов конструирования.
Осмысление результата.
Дети убеждаются в том, что из одного и того же материала или одной и той же формы получаются разные фигурки (образы).
Взаимодействие с семьей.
Дома родители вовлекают детей в сбор природного материала и конструируют из него. По возможности фотографируют композиции и приносят в детский сад для оформления альбома или фотогазеты.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшую прогулку. Закройте крепко глазки.
(Звучит музыка, пение птиц, журчание ручья. В ходе рассказа воспитателя, на экране появляются разные лесные пейзажи И.И Шишкина, а так же степной, морской, горный.)
Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались?
( Ответы детей – в лесу.)
Правильно, мы сегодня с вами немного прогуляемся по лесу, а помогут нам в том пейзажи знаменитого художника И.И.Шишкина. И.И.Шишкин очень любил гулять по лесу. Он мог часами ходить, слушать пение птиц, любоваться красотой природы. Но он не только гулял, но и рисовал свои великолепные пейзажи. Пейзаж, ребята, - это такой жанр искусства, в котором художники изображают красоту природы и передают свое отношение к ней. Но пейзажи бывают разными. В зависимости от уголков природы, пейзаж бывает - лесной, степной, горный, морской. Лес у нас тоже бывает разный. Вот на этом пейзаже у нас изображено много берез, пейзаж, так и называется «Березовая роща». А здесь, какие деревья мы видим?
(Ответ детей - дубы).
Художник в своем пейзаже «Дубовая роща» величественно и могущественно изобразил дубы. А это, ребята, какой лес?
(Ответ детей –хвойный лес).
А какие деревья растут в хвойном лесу?
( Ответ детей – елки, ели, сосны.)
Правильно, вот если погулять по хвойному лесу, то в нем можно найти много интересного и познавательного , и таким хмурым он нам казаться не будет.
А я вам принесла кое-что из хвойного леса, кто-нибудь из вас догадался, что же я принесла? Что можно там найти? Что растет на елочках?
( Ответ детей – шишки.)
Правильно, шишки. Посмотрите, какая корзина с шишками. Вот сколько шишек я нашла в лесу и насобирала. И сейчас мы их рассмотрим.
(Воспитатель показывает коллекцию шишек, предлагает полюбоваться и пофантазировать – угадать, кого или что напоминает одна и та же шишка в разных ракурсах. Берет одну шишку в руки, обследует – рассматривает, ощущает, нюхает и обыгрывает: « Шишка напоминает мне ежика. А вам?». Воспитатель помогает детям выстроить разнообразный ассоциативный ряд: мышка, кочка, мишка… Затем просит детей закрыть глаза, добавляет к шишке другую деталь, просит открыть глаза и угадать, в кого превратилась шишка. Педагог предлагает детям подумать, как можно соединить детали. Напоминает способ соединения деталей с помощью пластилина, знакомит со способом- втыкание одной детали в другую.)
Воспитатель: Посмотрите, какие разные шишки, потрогайте их. Давайте их понюхаем. Чем пахнут наши шишечки?
(Ответы детей – елочкой, лесом).
Правильно, шишечки ведь растут на елочках, поэтому они пахнут елочкой и лесом. Посмотрите, какая это шишечка? А кого или что она вам напоминает?
( Ответ детей – колючая, большая, напоминает - ежика, елочку).
А вот эта шишечка кого вам напоминает? (
Ответы детей - зайку, мишку). А сейчас закройте глазки! Открывайте глазки, а теперь на кого стала похожа наша шишечка?
( Ответ детей – зайку.)
А как вы догадались, что на зайку?
(Ответы детей – ушки длинные, как у зайки, лапки, носик….)
А из чего у нас зайчик получился?
( Ответы детей – из шишек большой и маленьких).
А как мы можем соединить наши шишечки?
( Ответы детей – с помощью пластилина.)
Правильно, пластилин нам помог соединить шишечки и мы из шишек смогли сконструировать лесного жителя – зайку. А давайте мы нашему зайке сконструируем друга, ведь ему одному скучно. Берем еще одну шишечку, теперь с помощью пластилина сделаем глазка, клюв. А из чего я делаю глазки, клюв?
(Ответы детей – из косточек ).
Кого вам стала напоминать шишечка?
(Ответы детей – сову, филина)
Правильно, а что не хватает наше совенку?
( Ответы детей – крыльев, хвостика, лапок).
А вот крылышки мы сделаем из семян деревьев, берем и методом втыкания семян в шишку делаем вот такие крылышки и хвостик. А лапки мы сделаем из веточек, тоже методом втыкания этих веточек в шишку. Вот такой получился у нас совенок, теперь зайке не будет скучно. Посмотрите как мы смогла шишки превратить в лесных жителей. А вы хотите сконструировать из шишек лесных жителей?
(Ответы детей- да.)
Тогда садитесь и начинайте творить. Но сначала подумайте, кого вы хотите сконструировать, что вам для этого необходимо, как вы будите скреплять шишки и другие детали. Если будут трудности, то на столе у вас есть подсказки – технологические карты. Можете начинать волшебное превращение шишки в лесного жителя.
(Дети выбирают природный материал, дополнительные детали, конструируют лесных жителей по своему замыслу. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь и поддержку. По окончании работы советует объединить лесных жителей, чтобы получилась лесная полянка.)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие волшебники! Какие замечательные лесные жители у вас получились из шишечек. А давайте мы наших лесных жителей поселем в нашем лесу, посмотрите, какая здесь лесная опушка, пусть наш лес оживет.
(Дети заселяют своих лесных жителей в макет леса.)
Воспитатель: Посмотрите как ожил наш лес, как всем здесь весело и хорошо. Воспитатель читает стихотворение В.А.Шипуновой «Шишкин лес»:
Воспитатель:
На лесной опушке
Ёлочки – подружки-
Водят плавный хоровод,
Веселят лесной народ.
Дружно пляшут медвежата,
Зайки, белочки, ежата –
Хороши зверушки –
Шишечки – игрушки!
Воспитатель: Ребята, сегодня вы научились превращать шишку в лесного жителя, вот теперь дома вы можете научить своих пап и мам этим превращениям. Сконструируйте дома с родителями своих лесных жителей.