Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского технического творчества» г. Оренбурга
Методическая разработка урока творческого объединения «НТМ»
Автор: педагог дополнительного
образования Мангушева И.М.
Оренбург
2018
ТЕМА: Конструирование модели робота
АВТОР: Мангушева Ирина Михайловна (педагог дополнительного образования творческого объединения НТМ)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование у детей интереса и желания заниматься конструированием роботов.
ВОЗРАСТ: 11-12 лет (5 класс)
ЗАДАЧИ:
Обучающие: дать общее представление о конструировании робота, познакомить обучающихся с характеристиками различных моделей роботов, научить сборке модели по схеме.
Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса,
Выставка моделей роботов, готовые детали для робота(коробки различной величины), ножницы, самоклеящаяся бумага, клей, кисточки, подставки под кисточки.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Технический рисунок изготавливаемого робота, набор готовых деталей для робота.
МЕТОДЫ:
Словесные – фронтальная беседа.
Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка.
Игровые – игра в сборочный цех завода.
Практические – самостоятельная работа с набором готовых деталей. Самоконтроль и оценка выполняемой работы.
Репродуктивные – изготовление модели по образцу.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Организационная часть. ( 3 мин.)
Знакомство с новым материалом. (15 мин.)
Практическая работа. (15 мин. )
Закрепление пройденного. (5 мин.)
Подведение итогов. (7 мин. )
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть.
- Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Михайловна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники. И я предлагаю вам отправиться в историческое путешествие ….
2.Знакомство с новым материалом.
- Ребята, а знаете ли вы что такое робот?
Робот — автоматическое устройство. Действуя по заранее заложенной программе и получая информацию о внешнем мире от датчиков, робот самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком.
- А теперь давайте познакомимся с типами роботов:
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Мышцы металлические, Мысли электрические.
Робот лампой помигал, Робот лапой помахал: «Посмотрите-ка, ребята, Как я пашню распахал!»
Робот в шахте уголь рубит, Робот уголь очень любит, Никаких других пород Кроме угля не берёт.
Робот в кратере вулкана, Как в кастрюльке великана: «Если не расплавлюсь, То с работой справлюсь!»
Робот рыбок наблюдает, Дно морское изучает. «Выручай меня, матрос! Я ракушками оброс!»
На другой планете робот Пробы взял, поставил опыт: «Воздух есть, и есть вода. Человек, лети сюда!»
Это маленькая Таня, А у Тани робот — няня. «Слушайся, Танюша, мамы, Как я слушаюсь программы!»
Робот шёл из дома в дом, Собирал металлолом: «Из него хочу, ребята, Я себе собрать собрата!»
- Из этого стихотворения можно понять что роботы выполняют различные функции, вот некоторые виды роботов которых используют в современной жизни:
- А знаете ли вы, где применялись первые человекоподобные роботы?
Сведения о первом практическом применении прообразов современных роботов — механических людей с автоматическим управлением — относятся кэллинистической эпохе. Тогда на маяке, сооружённом на острове Фарос, установили четыре позолоченные женские фигуры. Днём они горели в лучах солнца, а ночью ярко освещались, так что всегда были хорошо видны издалека. Эти статуи через определённые промежутки времени, поворачиваясь, отбивали склянки; в ночное же время они издавали трубные звуки, предупреждая мореплавателей о близости берега[5].
Прообразами роботов были также механические фигуры, созданные арабским учёным и изобретателем Аль-Джазари (1136—1206). Так, он создал лодку с четырьмя механическими музыкантами, которые играли на бубнах, арфе и флейте.
Чертёж человекоподобного робота был сделан Леонардо да Винчи около 1495 года. Записи Леонардо, найденные в 1950-х, содержали детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало.
- Теперь давайте немного поиграем.
**************************
Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ» Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
***************************
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен -
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек.
( Робот)
***************************
Без шофёра, без колёс,
А домой меня привёз.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
(Лифт)
***************************
В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведённый.
(Будильник)
****************************
Физминутка Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
3.Практическая работа.
А теперь займемся конструированием наших роботов.
На парте у каждого присутствует набор для конструирования
Большой коробкой будет туловище, а одной маленькой – голова. Чтобы замаскировать коробки и сделать вид настоящего робота, понадобится обклеить их цветной бумагой. Лучше всего для этого взять золотистую или серебристую бумагу. Чтобы голова походила на голову, приклейте также к ней глаза и рот. Подойдет все что угодно: глаза можно сделать из пуговиц, рот — из пружины от авторучки, и не забудьте про антенны (без них робот будет неполноценным). Уши — тоже важная часть, их можно сделать из старых транзисторов. Остальные маленькие коробки пойдут на ноги — их так же надо будет оклеить бумагой. Ну а на руки пойдут коробки из-под чая. Прикрепите их к торцу большой коробки-туловища. Теперь поделка почти готова. Остается только добавить аксессуары, которые превратят ваши коробки в самого настоящего робота. Для этого подойдут любые старые радиодетали. Ваш маленький механический друг готов к игре.
4.Закрепление пройденного.
-Молодцы, ребята, вы удачно прошли все испытания. Я предлагаю вам вспомнить из каких частей состоит робот?
5. Подведение итогов.
-Если вам понравилось заниматься конструированием, возьмите робота и поднимите ее вверх. Спасибо.
-А хотите ли вы научиться изготавливать более сложные модели роботов, авиа или судомоделей?
Мы все живем в мире техники. Нас окружают различные машины. Мир машин очень велик. Занятия конструированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности и техническое мышление. Занимаясь конструированием, вы можете познакомиться с различными видами роботов, с их устройством и назначением.
Список используемой литературы:
Маслов В. А., Муладжанов Ш. С. Робототехника берет старт. – М.: Политиздат, 1986.
Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника: История и перспективы. — М.: Наука; Изд-во МАИ, 2003. — 349 с. — (Информатика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
Фу К., Гонсалес Р., Ли К. Робототехника / Пер. с англ. — М.: Мир, 1989. — 624 с
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.