Конструкционные материалы. Пластик. Изготовление объёмных моделей техники из тонколистового пластика

0
0
Материал опубликован 23 September

Технологическая карта урока технологии.

Тема: «Конструкционные материалы. Пластик. Изготовление объёмных моделей техники из тонколистового пластика.» (5 класс)

Автор: Григорь Сергей Иванович, учитель технологии МОУ гимназии №45 г. Комсомольск-на-Амуре.

Цель урока: ознакомить учащихся с новыми конструкционными материалами, научить основам конструирования и моделирования объёмных моделей из тонколистового материала (пластика).

Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с видами тонколистового материала их свойствами и особенностями работы с ними.

Развивающие: развитие у учащихся технического кругозора и творческого мышления

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к оборудованию мастерских, умение рационально использовать материалы, трудолюбие.

Оборудование: столярный верстак, подкладная доска, нож-резак, образцы различных тонколистовых материалов, заготовки из потолочной плитки, клей для потолочной плитки, шаблон.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Наглядные пособия: заготовки различных тонколистовых материалов, конкурные детали картона и потолочной плитки, презентация PowerPoint.

Дидактический материал: карточка – повторение (тест), лист самооценки.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: словесные, наглядно-иллюстративные, практические (метод проб и ошибок), интерактивные.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.

В процессе работы на уроке учащиеся формируют следующие универсальные учебные действия:

Личностные: доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации; формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Метапредметные:

- определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (вырезание элементов модели);

умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

Предметные: Углубить знания о работе с различными тонколистовыми материалами, научить изготавливать контурную деталь из потолочной плитки с помощью канцелярского ножа.


Этапы урока

Цель

Приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Слайдовое сопровождение


Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

С какими видами тонколистовых материалов вы знакомы?

Назовите эти материалы?

Ответы учащихся: Мы знакомы с тонколистовыми древесными материалами,

ДВП, ДСП, фанера














Слайд 1. Тонколистовые конструкционные материалы







Назовите эти материалы на слайде


Из имеющихся на верстаке образцов найдите эти материалы и покажите их.

А из какого материала сделаны три оставшихся образца?

С этими материалами мы познакомимся сегодня на уроке.

Называют материалы по номерам


Работа с образцами древесных материалов.


Ответы учащихся:

Другие образцы нам пока не известны.

Умение сопоставлять, анализировать, делать выбор из множества вариантов.

Работа с карточкой:

Выполните тестовую работу, выбрав один из вариантов ответов по материалам изученным ранее

Самостоятельное решение тестового задания.




Выбор одного варианта из множества, используя знания полученные ранее



Слайд 2: задания карточки №1




Организация работы в парах: Проверим работы, поменявшись карточками с одноклассником

Взаимоконтроль: учащиеся проверяют карточку своего соседа, ориентируясь на предложенные ответы.


Умение объективно оценить работу одноклассника


Слайд 3: ответы к заданию карточки №1




Целеполагание

Посмотрите на предложенное изделие (макет самолёта). Из какого материала оно изготовлено? Можно ли изготовить его из других материалов? Сможет ли такая модель летать?

Какую форму имеют детали этого изделия? Можно ли при помощи знакомых нам инструментов выполнить такие детали?




С помощью какого инструмента можно изготовить детали из потолочной плитки?

Работа с готовыми контурными деталями.


Ответы учащихся:

Изделие изготовлено из потолочной плитки. Ещё его можно изготовить из фанеры или металла. Летать не сможет, т.к. слишком тяжёлый материал.

Детали имеют сложную форму.

Мы не сможем выполнить такую работу с помощью известных нам инструментов.

Мы не знакомы с таким инструментом.

Сегодня на уроке мы познакомимся с пластиком, а так же с инструментом для работы с потолочной плиткой и технологией её обработки (изготовлением и сборкой деталей сложной формы).

Анализ формы деталей, сопоставление возможностей известных им инструментов с предполагаемым результатом.

Слайд 4: Изделия, изготовленные из пвх плитки.

Знакомство с новым материалом

Как вы уже поняли из теста, два образца на ваших верстаках выполнены из пластика.

Рассказ учителя о пластике. Где он применяется в жизни?

Учитель показывает инструмент (нож-резак)

Вы когда ни будь видели такой инструмент?

Где вы его видели? Как он называется?













Ответы с учащихся с опорой на жизненный опыт об области применения пластика










Умение работать со схемами и графическими изображениями.












Самостоятельное знакомство с устройством ножа-резака: работа с наглядными средствами обучения.


Слайд 5: Схема устройства ножа-резака (с подписями)



Работа с карточкой №2 по памяти.

Самопроверка и самооценка.


Слайд 6: Схема устройства ножа-резака (без подписей)



Слайд 7: Схема устройства ножа-резака ( с подписями)

Скажите, сможете ли вы, теперь познакомившись с этим инструментом изготовить криволинейную деталь из тонколистового материала (потолочной плитки)?


Можем, если знать, как правильно им работать.




Правила работы с ножом-резаком:

1. Правильное расположение материала на верстаке (использование подкладной доски).

Сравнение положения ножа-резака и обрабатываемого материала с изображением на слайде.

Умение сравнивать


Слайд 8: Правильное расположение инструмента и материала на верстаке (использование подкладной доски).

2. Правильное рабочее положение рук при работе с ножом-резаком. Использование направляющей линейки при изготовлении деталей.

Учащиеся принимают правильное рабочее положение

Умение действовать по готовому алгоритму.















Слайд 9: Правильное рабочее положение при работе.

3. Правила техники безопасности

Что изображено перед вами? Без чего мы не можем начать работу?



Слайд 10: Забинтованный палец

Слайд 11: Техника безопасности

4. Техника работы при изготовлении деталей из потолочной плитки.

Просмотр видео материла.

Слайд 12: Видеофрагмент, работы с соблюдением правил ТБ.

Практическая работа

Учитель предлагает при помощи шаблона разметить заготовку из потолочной плитки и начать выполнение практической работы по изготовлению деталей для модели.



Контроль учителя за соблюдением правил ТБ и правилами работы с инструментом. Текущий инструктаж.

Разметка деталей по шаблону.


Учащиеся начинают вырезать заданную деталь, используя подкладную доску, линейку и нож-резак.


Учащиеся производят сборку деталей модели при помощи клея.

Умение пользоваться шаблона в разметке








Умение пользоваться схемой при сборке изделия.


Самооценка

Используя лист самооценки (карточка №3) оцените свою работу на уроке

Работа с карточкой №3

Умение объективно оценить свою работу на протяжении всего урока

Слайд 13: Лист самооценки.

Рефлексия

Используя деталь из картона круглой формы оформить её в виде смайла

Оценка своего самочувствия, удовлетворенности от проделанной работы.


Слайд 14: Смайлы с обозначением различной степени удовлетворения.





Карточка №1

1. Из чего состоит фанера:

а) из склеенных между собой стружек

б) из склеенных между собой тонких дощечек

в) из склеенных между собой слоев шпона

2. Какое наименьшее количество слоев может быть в фанере:

а) один

б) два

в) три

3. Назовите область применения тонколистовых древесных материалов:

а) строительство домов, изготовление мебели

б) изготовление автомобилей

в) строительство дорог и мостов

4. Какие из представленных на верстаке образцов тонколистового материала изготовлены не из древесины?

а) №1, № 3, №5

б) №2, №4, №6

в) №4, №5, №6

5. Из какого материала изготовлены образцы под номерами №4 , №6.

а) из древесины

б) из пластика

в) из стекла

г) из металла

Карточка №3

Лист самооценки

1. Оцените результат своей работы по Карточка №2

если результат «+» то поставьте 1 балл,

если« « - » то поставьте – 0


2. Сравните свою работу с образцом

если она соответствует образцу, то поставьте 1 балл

если деталь не соответствует образцу, то поставьте 0


3. Нарушены ли правила техники безопасности при работе

не нарушали - 1 балл

нарушали – 0


4. Время выполнения работы

успели выполнить работу за отведенное время – 1 балл

не успели – 0


5. Твоя активность на уроке

активен – 1 балл

не активен – 0






Карточка № 2





t1758621609aa.png





Ручка

Предохранительное кольцо

Лезвие ножа

Режущая кромка

Носок







Карточка № 2





t1758621609aa.png





___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.