Справочный материал «Конструктор для составления проекта самообразования»
Конструктор для разработки программы самообразования воспитателя
1.Тема формулируется не относительно ребенка, среды или деятельности, а относительно самого педагога, роста его профессионального мастерства, повышения компетентности в каком-либо вопросе, практической технологической умелости. Например:
- Применение технологии сотрудничества в старшем дошкольном возрасте на занятиях познавательного характера.
- Возможности использования нетрадиционного рисования в развитии изобразительных навыков у детей средней группы.
Тема должна быть конкретной, включать возраст и средство через что.
2.Цель формулируется в соответствии с темой и также относительно повышения компетентности воспитателя и роста его профессионального мастерства.
3.Задачи формулируются уточняя цель по 4-м этапам организации работы по самообразованию:
- первая по освоении теории вопроса;
- вторая по развитию методической грамотности профессионала (разработке практического материала для реализации темы);
- третья по практической реализации (апробации, внедрению, проведению и т.п.) мероприятий работы с воспитанниками;
- четвертая по обобщению опыта, анализу того, что получилось и не получилось, трансляции результатов и т.п.
4.План самообразования
Строится в соответствии с 4-мя этапами методической деятельности воспитателя:
1-й теоретический (осознание идеи, осмысление основных подходов)
2-й методический (отбор методов, средств, форм)
3-й практический (самостоятельная апробация технологического ряда, практическое проведение мероприятий)
4-й аналитический (определение результативности, устранение затруднений, обобщение педагогического опыта)
Этап работы сроки |
Содержание деятельности |
Практический выход (предполагаемый результат) Где и когда представляется |
1-й теоретический |
Теоретическое изучение…………. |
Стендовый доклад, консультация для родителей, уголок родителей (родительская газета) буклеты для родителей и т.п. |
Составление картотеки, подготовка доклада…… |
Картотека теоретических источников, реферат теоретических подходов, создание личной электронной библиотеки и т.п. |
|
Составление статьи, обобщение и рассмотрение передового педагогического опыта в области……….. |
Статья, конференция, педсовет, сайт, методическое объединение и т.п. |
|
Посещение курсов повышения квалификации, просмотр вебинаров и т.п. |
Повышение своей компетентности в области….., обмен мнениями, углубление представлений о…… |
|
Консультации у старшего воспитателя по вопросу……. |
||
2-й Методический |
Участие в семинарах, практикумах, мастер-классах по…… |
Развитие методической грамотности в вопросе… Освоение методических подходов в …. Овладение способом деятельности по ….. и т.п. Освоение методики по…….. |
Участие в открытых просмотрах, выставках, т.д. |
Знакомство с передовым педагогическим опытом в области….. Накопление представлений по методике работы по…… |
|
Составление перспективного плана реализации того, что задано в теме |
Проектирование алгоритма развитии….. Составление последовательности практического применения….. |
|
Разработка, составление конспектов, различных видов деятельности с детьми (создание практических разработок в соответствии с темой) |
Создание системы мероприятий по… Разработка серии занятий по…. Составление комплекта материалов по …… |
|
Подготовка дидактических материалов и методического обеспечения (наглядность, презентации, видеофильмы, декорации и т.п., консультации для родителей, воспитателей, памятки, инструкции, методические рекомендации и др.) |
Разработка и создание дидактических материалов и методического обеспечения для……… |
|
3-й практический |
Практическая реализация мероприятий перспективного плана (расписывается по конкретным мероприятиям) |
Организация системы работы по …… Организация занятий, консультаций, выставок, тематических недель и т.п. |
4-й рефлексивно- аналитический |
Анализ эффективности проделанной работы, обнаружение ошибок и путей дальнейшего совершенствования в теме самообразования |
Диагностическая, контрольно-оценочная деятельность |
Обобщение опыта, представление его продуктов и результатов |
Публикация статей, размещение материалов на сайтах, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, методобъединениях и т.п. |
Юмашева Антонина Михайловна