Консультация для педагогов на тему «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Автор:
Антипова Ирина Николаевна, старший воспитатель,
1 квалификационная категория
Государственное казенное учреждение Самарской области
«Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Самарская область, Клявлинский район, с. Старое Резяпкино
Консультация для педагогов
«Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Цель консультации: совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.
Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.
План консультации:
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Алгоритм работы педагога по самообразованию.
3. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы
по самообразованию педагогов
4. Традиционные методы самообразования.
5. Результаты самообразования.
6. Формы представления результатов самообразования
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
Качество образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и специалистов реабилитационного центра с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в реабилитационный центр, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
2. Алгоритм работы педагога по самообразованию:
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы Центра; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого- педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление
педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
3. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы
по самообразованию педагогов
3.1. Структура плана по самообразованию
1) Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает в себя:
- изучение научно-методической и учебно-методической литературы;
- изучение периодической печати;
- посещение библиотек;
- знакомство с работами других педагогов;
- ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2) Практический этап включает:
- составление картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;
- разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
- разработка конспектов занятий;
- разработка рекомендаций, памяток для педагогов и родителей,
подготовка консультаций по теме;
- разработка и апробирование работы по конкретному разделу программы
– составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
- разработка проекта;
- разработка опросников для диагностирования обучающихся;
- создание фотоальбомов или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;
- создание собственных методических пособий, атрибутов;
- участие в работе конференций, семинаров.
3) Итоговый этап (отчет) в следующих формах:
- презентация проекта;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- мастер-классы;
- участие в конкурсах «Педагог года» «Мастер года»;
- внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных
программ, методических пособий;
- ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
- неделя педагогического мастерства;
- анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
- выставки работ педагогов и детей по темам самообразования
3.2. Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года. Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и
направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его
интересов.
3.2.1. Рекомендации по выбору темы по самообразованию.
В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию
важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.
3.2.2. Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетентности;
- расширение педагогических и психологических знаний;
- углубление знаний по методике учебных предметов;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общего культурно уровня педагога.
Для молодых специалистов:
- адаптация педагогической деятельности,
- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
- обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:
- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
- овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих преподавателей:
- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
- проявление творческого потенциала педагога;
- развитие исследовательской деятельности.
3.2.3. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
- актуальность;
- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
- тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
3.2.4. Проблемы организации самостоятельной работы и пути решения
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
-не могут правильно сформулировать тему самообразования
- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
- не могут сформулировать цель и задачи работы
(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
Возможная проблема |
Пути решения |
||||||
Не могу определиться с темой самообразования |
выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса |
||||||
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность
|
Формулируйте темы по схемам: - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Например:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. |
||||||
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе |
Подбор литературы осуществляйте следующим образом: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме - изучите современные взгляды на проблему - используйте опыт других педагогов и ДОУ |
||||||
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
||||||
Не могу сформулировать цель и задачи работы |
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач:
|
4. Традиционные методы самообразования
1. Самостоятельная работа с литературой:
- знание источника информации;
- умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;
- оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;
2. Самостоятельные тренинги и упражнения.
3. Самостоятельные практические задания
- разработка заданий для дальнейшего самообразования;
- шлифовка профессиональных качеств;
- проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации.
4. Отношение:
- с коллегами;
- получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.
5. Результаты самообразования.
Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Формы представления результатов самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
Повышение качества проводимой с детьми работы;
Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
Доклады, выступления
Разработка дидактических материалов, наглядности
Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Рекомендации педагогу по самообразованию:
- создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;
- поддерживайте связь с творческими людьми;
- расширяйте свой кругозор – читайте;
- путешествуйте;
- развлекайтесь, играйте и шутите;
- приобщайтесь к искусству;
- используйте современные технологии
Литература:
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.
Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97
Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36
Материалы интернет-сайтов по проблеме самообразования