Консультация для родителей «Главные ошибки в воспитании дошкольников»
Консультация для родителей
«Главные ошибки в воспитании дошкольников.»
С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения . Психолог Елизавета Филоненко выделяет 5 основных ошибок, которые допускают родители в воспитании дошкольников. Это самые типичные и распространенные ошибки в наше время. Возможно, кто-то не согласится с тем, что это действительно ошибки, но всех рассудить сможет время. Опираясь на свой педагогический опыт ,я согласна с заключением психолога.
1 ошибка –зависимость ребенка от гаджитов. В мир технологий легче всего успокоить ребенка при помощи телефона. Когда ребенку 2 года и вы в очереди в магазине, в поликлинике, едете в машине , самое первое , что приходит в голову всем родителям -это дать телефон. Всем спокойно. Детё занято делом, не пристает с вопросами, не отвлекает от разговора старших. Ребенок в таком возрасте легко отдает «игрушку» по просьбе родителей .Но чем старше ребенок, тем труднее отобрать у него электронное устройство. Он все больше делается зависим от него. Мамы уже не вспомнят, что сами приучили ребенку к телефону в 2 года .Мамы и папы сами подают невольно пример - в свободное время в их руках телефон или планшет. Это большая ошибка использовать телефон, чтобы успокоить малыша. Мышление еще не сформировано.Ребенок делается агрессивным при требовании положить телефон, начинаются истерики. Это открытые изменения в характере ребенка .Опаснее скрытые следствия –изменения в мышлении, ребенок отвлекается, не концентрируется внимание.
2 ошибка –«раннее развитие».В наше время стало модно учить читать раньше, чем ребенок начнет говорить. Могу сказать из своего опыта, что уже в средней группе (4-5 лет) родители спрашивают: «Когда будете учить читать?» У многих родителей появляются недоуменное выражение, когда говоришь о том, что говорите больше с ребенком, знакомьте с окружающим миром, рассказывайте о временах года. Родителям кажется, что это ребенок познает сам. Они начинают покупать книги по изучению счета, прописи. Да, появилось много литературы , пособий по развитию ребенка с первых месяцев жизни , не требуется дорогих пособий по изучению цифр - все вокруг нас. Готовите обед ,попросите ребенка посчитать ,сколько кусочков моркови вы отрезали, какого цвета морковь, чем она отличается от капусты. А знает ваш ребенок сколько этажей в вашем доме? А в соседнем? А в доме , где живет бабушка ?Для дошкольника завязать шнурки, застегнуть куртку- большой труд. Раннее развитие- это обучение заметным навыкам . Родителям легче купить книгу и посадить за нее ребенка, чем разговаривать, сочинять истории ,сказки .Мама всегда торопится ,она сама одевает, застегивает одежду, а обувь стараются покупать на липучках . А у ребенка страдает естественный поток развития, ломается мотивация, нельзя насильственно заставлять, необходимо дать ребенку возможность осваивать мир.
3 ошибка – детский социум. Некоторые родители считают, что в детском саду их ребенок зря тратит время, занимается «ничего не деланием» или часто болеет .Начинается поиск секций .Ребенка отрывают от среды детей. В дошкольном возрасте ребенок легче адаптируется в коллективе .В детском саду ребенок учится общению .Он выбирает с кем играть ,появляется общий интерес с детьми. Отрыв от детского сада – это подрыв будущих успехов- не учится быть в коллективе, не учится строить отношения со сверстниками. В детском саду у дошкольников одинаковые интересы, есть темы для общения, они на равных положениях- рядом нет родителей, проблемы решаются самим ребенком. В школе возникают трудности в общении с детьми, он сам адаптируется Бывает, что в класс попадает несколько человек из одной группы, у них легче проходит процесс адаптации. Ребенку , занимавшемуся дополнительно, трудно высидеть урок, когда материал ему знаком. Теряется мотивация к обучению ,ему неинтересно в школе. Неадекватная энергия родителей обрушивается на ребенка, наседает. Вкладывая нереальные планы на ребенка ,можно нанести вред ,они могут повернуться боком.
4 ошибка – странное ожидание. Иногда родители плохо представляют ,каким должен быть ребенок .Такое противоречие возникает у родителей в возрасте или если они были единственными в семье , или младшими среди братьев и сестер. Родителям кажется ,что ребенок ведет себя не так ,как остальные дети. Рисует стоя на коленях. Прыгает при передвижении, не хочет учить цифры, буквы. Родители начинают предъявлять завышенные требования. Ребенок растет с мыслью, что он делает все не так. Нельзя постоянно одергивать ребенка. давить на него. Часто папы сравнивают своих сыновей с другими детьми, им кажется, что сыновья не соответствуют определенным критериям( слабые, робкие, не читают ит.д.) Начинают высказывать претензии, советуют бить всех , кто «обижает» .Ребенка загоняют в угол противоречий.Мотивация дошкольника- понравиться взрослым, быть нужным, участвовать в диалоге со взрослыми. Если вы сомневаетесь в ребенке, обратитесь к психологу, к опытному педагогу , к более опытной маме, которой вы доверяете.
5 ошибка –отрыв ребенка от простой физической жизни. Стараясь защитить свое чадо, родители ничего не дают делать ребенку дома. Но ему надо двигаться ,познавать окружающий мир, чувствовать себя самостоятельным. Ребенок думает телом. Не надо бояться давать дома ножницы, утюг, чтобы погладить. Это дает чувство уверенности. У вашего ребенка не будет проблемы с самооценкой.
Хочется , чтобы родители больше внимания уделяли общению с ребенком. Походы в магазин , в игровые комнаты, свобода обращения с компьютером не заменят прогулок в парке, чтения книг на диване , бесед на кухне , совместной уборке в квартире