Тренинг для родителей дошкольников «Воспитание ребёнка в семье»

10
3
Материал опубликован 26 April 2019 в группе

Тренинг для родителей дошкольников

«Воспитание ребенка в семье?».

Уважаемые родители сегодня, наша встреча не совсем обычная. Я не приготовила ни доклада, ни отчета для вас, т.к. мы сегодня будем работать как полноправные партнеры совместно. Тема нашей встречи «Воспитание ребенка в семье?».

Цель нашей встречи: обсудить проблемы, которые возникают при воспитании детей.

Результат встречи будет зависеть от того, насколько вы будете активными, насколько велико ваше желание изменить то, что вам не нравиться в отношениях с вашим ребенком, с окружающими вас людьми.

Правила работы в группе, на нашей встрече:

Не перебивать друг друга.

Проявлять активность.

Визитка. Оформить визитку.

Раминка

Цель: настроить участников быстро и без усилий на специфическую групповую работу. Первое упражнение называется «Поддержка». Я прошу вас разделиться на пары.

Упражнение «Поддержка»

Цель. Создать ситуацию, при которой участникам необходимо будет оказывать поддержку и принимать поддержку.

Примечание. Перед началом упражнения организуем показ выполнения задания, пригласив для показа кого-нибудь и родителей.

Повернитесь друг к другу спиной обопритесь друг о друга. Начинайте отходить друг от друга, сохраняя опору спинами, старайтесь сохранить равновесие. После того, как вы максимально отошли друг от друга, возвращайтесь в исходное положение.

Обсуждение. Для обсуждения этого упражнения предлагаются следующие вопросы:

Что вам напомнило это упражнение?

Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Как себя нужно вести, если партнер маленького роста?

Как еще можно поддержать человека?

 

Упражнение «Все равно ты молодец

Цель. Дать возможность родителям задуматься над проблемами взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Вы знаете, что с детьми приключаются различные неприятности. Иногда дети их проговаривают, а иногда нет. Как вы думаете почему? Нуждаются ли дети в вашей поддержке? Как вы их поддерживаете?

Сейчас каждый из вас станет на несколько минут ребенком. Придумайте какую-нибудь ситуацию, провинность, в которой вы будете сейчас признаваться соседу справа. Сосед справа ваш родитель, который должен вас поддержать. Поддержка начинается словами: «Я вижу, что ты расстроен, но все равно ты молодец, потому что…» Вам нужно продолжить фразу.

Примечание. Упражнение проводится по кругу. Каждый «родитель» (сосед справа) становится «ребенком» и жалуется своему соседу слева «родителю».

Обсуждение. Для обсуждения этого упражнения можно предложить следующие вопросы:

Легко ли вы оказываете поддержку?

Что вы при этом чувствуете?

Что вы чувствовали, когда вы оказали поддержку?

Рекомендации ведущему. Во время работы – обсуждения следите за тем, чтобы соблюдались правила. Обсуждение может не иметь логического завершения. Главное в этом упражнении не конечный результат, а возможность задуматься над проблемами взаимоотношений между взрослыми и детьми.

 

Основная часть

Упражнение «Диктант»

Цель. Осознать права ребенка и принять их: нельзя принимать решения за ребенка.

Для этого упражнения нужен доброволец, который будет играть роль ребенка.

А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

- Если ребенок капризничает, что мы ему говорим: «Не плачь, прекрати». Значит, мы ему не позволяем свободно проявлять свои чувства. Добровольцу завязывается область сердца.

- Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай» (у добровольца завязываются руки).

- Если ребенок разбегался, мешает вам, что мы говорим: «Не бегай, сядь и успокойся», (у добровольца завязываем ноги).

- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем:…, (завязываем добровольцу уши).

- Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему… (у добровольца завязываем рот).

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Рекомендации ведущему. Во время рассуждения добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность осознать права ребенка и принять их.

 

Упражнение «Конфликт с ребенком».

Цель. Научить родителей использовать в конфликте с детьми, окружающими их людьми «Я-высказывание».

 Нашу жизнь сопровождают конфликты. При мыслях о детях, мы часто чувствуем себя разбитыми и выжатыми как лимон. Можно ли избежать конфликтов? Нужно ли избегать их? Психологи говорят, что конфликты иногда даже необходимы. Результат конфликта может быть даже полезен для всех, а может и нанести вред. Все зависит от того, как мы ведем себя, какие цели хотим достичь, реальны ли эти цели. Рейхнольд Нибург, в своей «Молитве спокойствия» сказал «Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем принять; мужество, чтобы изменить то, что мы можем изменить; и мудрость, чтобы отличить одного от другого».

Давайте обратимся к тому, что мы можем изменить. В этом случае тоже нужна мудрость, которую дают нам знания.

Вспомните какой-нибудь конфликт и попытайтесь его воспроизвести.

Рекомендации ведущему. Необходимо, чтобы родители точно вспомнили свои слова и жесты.

Психологи говорят, что существует два вида высказываний: «Ты – высказывание» и «Я- высказывание», которые мы используем в конфликте. Чаще всего мы используем «Ты – высказывание: «Почему ты не вымыл руки», «Ты себя безобразно ведешь!»»

В лучшем случае мы подавляем ребенка, в худшем мы вызываем ответную агрессию (хотя неизвестно, что хуже, что лучше).

«Я - высказывание» позволяет нам сохранить уважительное отношение с ребенком и, в тоже время дает возможность очень точно высказывать – что именно вам не нравится в поведении ребенка.

«Я - высказывание» имеет определенную структуру.

Первый компонент: описание чувства, который взрослый испытывает по отношению поведения ребенка («Я огорчен», «Я расстроен», «Я в гневе», «Мне не нравится» и т.п.). Помните, что дети чрезвычайно чувствительны к интонации. Поэтому ваши слова должны соответствовать оттенку голоса, жестам, мимике.

Второй компонент: характеристика поведения ребенка, которое вызывает описание чувств. Обычно второй компонент начинается со слов «когда» («мне не нравится, когда в меня бросают мячиком»). Описание поведения лучше давать в безличной форме, потому что использование местоимения «Ты» может создать у ребенка впечатление, что такое поведение вызывает у взрослого неприязнь только в том случае, когда оно происходит от него и может вызвать чувство обиды и отверженности.

Третий компонент: описание причин возникновения отрицательного отношения взрослого к поведению ребенка, этот компонент начинается оборотом: потому, что (мне не нравится, когда в меня бросают мячом, потому что мне больно).

Четвертый компонент: описание возможных последствий поведения ребенка в том случае, если поведение будет продолжаться («мне не нравится, когда в меня бросают мяч, потому что мне больно, неприятно и я уберу мяч в шкаф»). А сейчас придумайте конфликтную ситуацию или вспомните прошедший конфликт. Постарайтесь сформулировать «Я - высказывание» в общении с ребенком.

Рекомендации ведущему. Упражнение проводится по кругу. Если родители затрудняются, необходимо помочь им сконструировать конфликтные ситуации. Напоминайте схему, следите за тем, чтобы родители ей следовали. Если родители не справляются, нельзя говорить «Нет, не правильно!». Лучше сказать: «Хорошо, а теперь попробуйте еще раз сначала, обратите внимание на…». А сейчас мы поиграем в конфликт. Нужны два актера. Один ребенок, другой родитель. Разыграем такую ситуацию: ребенок разбросал свои вещи и не хочет их убирать.

Рекомендации ведущему: упражнение проводится в два этапа:

1 этап – «родитель» использует «ты - высказывание»

2 этап - «родитель» использует «я - высказывание»

После упражнения идет обсуждение.

Обсуждение. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

Что чувствовал «ребенок» на первом и на втором этапах упражнения?

Что чувствовал «родитель» на первом и на втором этапах упражнения?

Как со стороны смотрелась конфликтная ситуация при использовании «Ты - высказывание» и «Я - высказывание»?

 

Заключительная часть

Цель. Создать у участников чувство удовлетворения и хороший настрой на дальнейшее сотрудничество с педагогами.

В нашем современном мире проблемы порой захлестывают. Мы приходим с работы уставшие и напряженные. Приносим настроение домой. И когда наши близкие ведут себя не так, как нам бы хотелось, мы срываемся, начинаем кричать, хотя потом бывает стыдно. Часто достается детям. Если взрослый еще может понять ваше состояние, то ребенку это сделать труднее. Он просто впитывает агрессию и в подходящий момент выплескивает ее на кого-нибудь, может даже и на Вас.

Что же делать? Как справиться со своим состоянием? Прежде всего, нужно посмотреть на себя со стороны. Рассмотреть все: жесты, позу, мимику, прислушаться к своим чувствам. И вот вы осознали, что вас переполняет раздражение, что оно вот-вот польется через край. Конечно, в таком состоянии пытаться воспитывать ребенка бессмысленное занятие. И не надо пытаться. Займитесь в такой момент чем-то другим, лучше тем, что вам приятно делать. Попытайтесь вновь понаблюдать за собой. Вы чувствуете, что начинаете постепенно успокаиваться. Ну, вот теперь пора заняться другими, более серьезными делами.

Главное - это помнить, что чувства, эмоции принадлежат ВАМ, а не наоборот. Не позволяйте эмоциям брать верх. Существует много эффективных приемов снижения стрессового состояния, улучшения настроения – это, смех, улыбка, юмор, размышление о хорошем, приятном. Также с помощью физических нагрузок мы учимся управлять своим телом, своими эмоциями.

Один из способов психорегуляции – это релаксация. Цель ее научить управлять своим внутренним состоянием, своими эмоциями.

Сейчас мы попробуем вместе этот прием, чтобы отрегулировать свое внутреннее состояние. Сядьте удобно. Спина опирается на спинку стула. Ноги расслаблены. Руки спокойно лежат на коленях. Глаза закрыты. Вы чувствуете, что можете абсолютно расслабиться. Расслаблены мышцы ног, рук, плеч, расслаблено ваше лицо, затылок. Слушайте музыку. Отпустите свои мысли, пусть текут они плавно, вместе с музыкой. Наблюдайте за образами, которые вызывает у вас музыка. А сейчас на счет – три - Вы откроете свои глаза. Внимание! Раз, два, три.

Рекомендации ведущему. Если кто-то из родителей отказывается участвовать в релаксации, не настаивайте. Вежливо попросите их покинуть комнату, в которой проходит тренинг. Следите за тем, чтобы посторонний шум не отвлекал участников. После релаксации необходимо дать возможность потянуться, размять мышцы, сделать несколько тонизирующих упражнений.

Уважаемые родители наша встреча подошла к концу. Сейчас я попрошу каждого из вас продолжить фразу здесь и сейчас…

Цель. Направить внимание участников встречи на свое состояние, подвести итог встречи.

Психологический комментарий. Последнее упражнение проводится по кругу. Оно имеет диагностическое значение и в тоже время направляет внимание родителей на свое состояние, подводит итог встречи.

После того как все выполнили упражнение, ведущему необходимо использовать это упражнение для того, чтобы логически завершить встречу, создать у участников чувство удовлетворения и хороший настрой на дальнейшую работу. Например, «здесь и сейчас хотелось бы сказать, что мне было очень приятно с Вами работать, благодарю вас за активность и заинтересованность. Желаю вам всего хорошего».

 

Литература.

1.Абрамова Г.С. Практическая психология.

2. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры.

3. Варга Д. Дела семейные.

4. Гарбузова В.И. Практическая психология или как вернуть ребенку или подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.

Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, взяла себе на заметку. Иногда ругаюсь на своего сынишку, затем переживаю, зачем это было? Это же моё солнышко, нуждается в моей любви, поддержке, а не ужасных моих эмоциях....

27 April 2019

Вещь! Утащила себе. Спасибо!

26 July 2019