12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Патракова Валентина Николаевна24

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Ошибки воспитания

и невротизация детей

Невротизация - это состояние эмоциональной нестабильности, которое может привести к неврозу и невротической тенденции в поведении личности.

Невроз – простыми словами - это очень низкая приспособленность к жизни.

Невроз у детей - совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, которые приводят к тому, что ребенок частично утрачивает приспособляемость к жизненным обстоятельствам.

Характерные проявления невротизации у детей

затрудненное засыпание

сосание пальца, грызение ногтей

энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала)

неуверенность в себе, нерешительность

заикание

страхи, мешающие жить, боязливость, пугливость

частые истерики, капризность

повышенная впечатлительность и внушаемость, чрезмерная ранимость

агрессивность, ярость, злость 

стремление причинить боль окружающим

Сочетание сразу нескольких признаков невротизации – повод задуматься, насколько ребенку хорошо и комфортно; какие особенности семейного воспитания могут провоцировать невротические реакции; что можно изменить в общении с ребенком; возможно, обратиться к неврологу.

Виды неврозов, характерные для дошкольников

1.Невроз страха 

У детей дошкольного возраста преобладают

страхи темноты,

навязчивые страхи загрязнения,

закрытых помещений

одиночества, оставления одного в доме

животных, которые напугали ребенка,

персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.

Как правило, дети сами справляются с этим переживанием в том случае, если их окружает благоприятная обстановка, заботливые родители и положительные эмоции. В противном случае этот невроз переходит в более старший возраст в виде разных фобий (боязнь лифта, огня, машин, болезни и т.д.)

Осложняет и усиливает страхи бесконтрольный просмотр видео YouTube, TikTok, видео-обзоры компьютерных игр и ужастиков, компьютерные игры не по возрасту, фильмы ужасов (да, маленьким детям это показывают и разрешают родители).


2. Неврастения 

t1611772723aa.jpgПовышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и, в то же время, истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого напряжения (играть, идти, сидеть, думать, ждать).

Неврастения в выраженной форме встречается у детей школьного возраста и подростков. Сейчас признаки неврастении «перешли» в детский сад,

Излишняя строгость и требовательность приводит к тому, что ребенок заранее считает себя неспособным справиться с трудностями и боится несоответствовать требованиям.

3. Истерический невроз 

Падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. К ним склонны дошкольники, которые не могут принять отказ, необходимость ждать, невозможность окружающими выполнять все желания.

4 . Невроз навязчивых состояний 

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может: мигать, моргать морщить нос вздрагивать притопывать ногой, покашливать, шмыгать носом.

t1611772723ab.jpg

Ошибки воспитания

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого.

Модель гиперопеки

Чрезмерная забота о ребенке. Заботы и опеки столько, что ребенка выворачивает наизнанку. Родители удовлетворяют все его капризы, идут у него на поводу. Не желают учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе. Мама делает все за ребенка под девизом «Он еще маленький!» и останавливает, замедляет его естественное развитие. Это лишит его инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности.

Модель вседозволенности

Отстранение от воспитания ребенка. Родителя лишают ребенка своей помощи, участия и необходимого контроля. Отсутствуют какие-либо нормы и порядок внутри семьи. Ребенок сам по себе. При такой модели ребенок делает все, что хочет, но при этом считает себя ненужным и нежеланным, одиноким и переполненным чувством вины.  

Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований

Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований; его «заорганизованность», формальность в ущерб эмоциональности, спонтанности и детской непосредственности.

Родители много учат, наставляют, советуют, объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, сходить с ними на концерт, в гости, дать им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать свои чувства и желания. Дефицит душевной щедрости, доброты и естественности (искренности) в отношениях с детьми.

Модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, эмоциональное отвержение (неврастения)

Проявляется оно

- в отсутствии материнской ласки и нежности, внимания,

- раздраженно-нетерпеливым отношением,

- частыми угрозами, физическими наказаниями,

- в критике ребенка,

- в сравнении его с другими детьми.

Р одитель может в открытой форме продемонстрировать отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне такой не нужен». В качестве наказания родители могут избегать физического и эмоционального контакта с ребенком, подчеркнуто с ним не разговаривать, уходить из помещения, в котором он находится.

Эмоциональное отвержение и безразличие приводят к общему нарушению психического развития ребенка, чувству внутренней пустоты, потере чувства безопасности,  ослаблению его духа.

t1611772723ac.gif

Предъявление ребенку чрезмерных требований, которые не соответствуют его возможностям и потребностям (тревожность).

Некоторые родители употребляют в день до 300 противоречивых требований и приказов по отношению к своему ребенку (иди, убери, учи, стой, сиди, говори, молчи, надо…).  Нередко случается, что каждый родитель требует от ребенка чего-то своего, не считаясь с другими и с ним тоже. Это может привести к полной потере цельности личности ребенка.

Основные потребности у детей – это потребность в любви, заботе, безоценочном принятии, нежности и понимании.

Несогласованный подход к воспитанию (истерия).

Проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее-разрешающим отношением у другого или введением ограничений на то, что вчера еще было разрешено.

Это когда мама с папой играют в плохого и хорошего полицейских. Например, мама сказала «нельзя», а папа разрешил. Папа наказал, а мама пожалела. Мама сказала одно, а папа совсем другое. Ребенок вынужден постоянно выбирать между родителями. Он вынужден постоянно лавировать и приспосабливаться.

Собственные истерики

О твет на истерику ребенка собственной истерикой. АНТИсовет: на истерику ребенка сразу хватайте ремень и учите его послушанию, тишине и буддийскому спокойствию своим примером. При этом кричите и брызжите слюной как можно сильнее, создайте на лице гримасу неимоверного гнева и ярости.

t1611772723ad.jpg

«Двойные послания»

Двойное послание – это когда на словах вы выражаете одно, а мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами совершенно противоположное.

Так, мама может говорить, что очень любит своего ребенка, то все ее поведение говорит об обратном.  Вот хрестоматийный пример двойного послания:

«Мать навещает сына в больнице. Тот, наскучавшись, пытается ее обнять. Но она отстраняется от него, невербально проявляя неприятие. Ребенок, реагирует на это тем, что останавливает свой порыв и сам отстраняется. А мать тут же обижается и говорит: «Ты что, не рад меня видеть? Как это ужасно и плохо с твоей стороны, я ведь так тебя люблю!»

Что делать?

развитие навыков общения

замечать их успехи, хвалить

поддерживать в трудную минуту

защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию

Обеспечить детям ощущение эмоциональной поддержки.

Невербальные способы поддержки: посмотреть, улыбнуться, кивнуть головой. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Использовать приятные и добрые слова.

НЕЛЬЗЯ: Нагнетать обстановку в процессе игр, занятий, постоянно напоминать о важности занятий или игры и указывать на трудные моменты.

Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Если ребенок допустил ошибку: «Ничего, мы же учимся», «Если ты делаешь ошибки и понимаешь, в чем они заключаются – это отлично!», «Не делать ошибки – неинтересно. Представь, что в жизни люди не совершают ошибок, такое возможно?»

Отказывая ребенку необходимо:

Следить за выражением лица. На нем не должно быть ужаса, страха, отвращения, злости, обиды. Если же Вы испытываете эти чувства, следует проговаривать, что Вы злитесь, например, на действия ребенка (а не на самого ребенка).

Следить за интонацией в голосе. Голос должен быть ровным, спокойным, уверенным.

В обращении к ребенку подразумевается два послания:

1- мне важен ты и наши отношения,

2 - и в тоже время твое желание сейчас невыполнимо, я не разрешаю тебе.

t1611772723ae.jpg


Помогайте себе быть любящими и заботливыми родителями!

Педагог-психолог Патракова В.Н.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998. 336с.

Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/10700

Детский невроз: причины и профилактика // Дошкольная педагогика. — 2003. — № 6.

Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов: Учебное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.




Опубликовано


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 28.01.21 в 04:42 1Ответить Пожаловаться
Всё написали вы верно, но как быть самим родителям? Я прекрасно это знаю, но в некоторых моментах не получается действовать так, там эмоции берут верх(((
Патракова Валентина Николаевна, 26.03.21 в 17:19 0Ответить Пожаловаться
Да, эмоции берут верх, и привычные реакции, которые не нужно обдумывать, возникают сразу... Как быть родителям? Для начала знать такие особенности и заметить в своем поведении негативное влияние на психику ребенка (и свою, и всей семьи). Затем, принять свое несовершенство, справиться с чувством вины (некорые начинают самоедство) или с пофигизмом и безответственностью. А затем принять решение научиться реагировать, разговаривать, воспитывать другими способами. Какими? Можно пробовать новое самим, обращаться к психологу или что-то еще придумывать. было бы желание и сила воли)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.