Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?..»
Почему ребенок не говорит?..
Роль речи в полноценном психическом развитии ребенка чрезвычайно велика. Если в животном мире решающее значение имеет опыт родовой, передающийся с помощью генетического наследования, то у человека главное – общественно исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому человеческая психика может развиваться только в процессе присвоения этого опыта , путем социального наследования.
Поскольку громадный пласт общественно-исторического опыта фиксирован в словесной форме, то овладение речью открывает ребенку доступ к достижениям человеческой культуры, а это в свою очередь формирует его психику, его личность как собственно человеческие.
Речь устная или письменная – эффективное средство общения между людьми. Чаще всего первое беспокойство возникает к концу второго года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Родители с нетерпением ждут этого момента, волнуются. К счастью, в большинстве случаев эти волнения оказываются напрасными. Но иногда… иногда ребенок молчит. Задержка в развитии активной речи в раннем детстве может случиться по многим причинам – физическим (дефекты слуха и речедвигательного аппарата), физиологическим (вследствии травмы мозга при рождении), психологическим. Именно на последнем мы и остановим внимание.
Итак, перед нами ребенок конца второго года жизни, начала третьего. Он не говорит, т.е. не пользуется активной речью, хотя и произносит несколько хорошо заученных слов («мама», «дай» ), но многое понимает. Зададимся вопросом: «Почему молчит? Каковы причины?» Начнем с рождения ребенка и посмотрим, какие условия абсолютно необходимы для правильного и своевременного развития речи.
Центральный момент всего психического развития ребенка, и речевого развития в частности,- становление потребности в общении с взрослыми. Ее оформление происходит к концу третьего месяца жизни. Наблюдая за младенцем, растущим в семье, может сложиться впечатление: потребность в общении складывается спонтанно, сама собой или даже по внутренней, генетической программе. Однако развитие этой потребности практически целиком зависит от воздействий взрослых, от их усилий. Чтобы родилась эта потребность, взрослый должен с любовью и доброжелательностью обращаться с младенцем – брать его на руки, ловить взгляд, говорить сердечные слова, петь. В общем это естественным образом делает мать, не догадываясь об истинном значении своих действий. И вполне понятно: ею движут только материнские чувства.
Но к сожалению, такая гармония имеет место не всегда. Кто не встречал матерей, считающих, что ребенка брать на руки следует как можно реже, что разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Пусть забавляется, это ему по уму и силам. Понятно,что такая практика, невольная, а порой и сознательная, создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка; у него возникают чувства беспокойства, страха, неуверенности. Стремясь избавиться от тягостных чувств и обрести необходимую жизненную уверенность, малыш прибегает к всевозможным средствам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых: протягивает ручки, заглядывает в глаза окружающих, капризничает… «Вот видите, стоит только обратить внимание, как он прямо сходит с ума»,- заключает мать и делает вывод: необходимо еще более ограничить общение. Вам , на-верное, встречались такие дети (конец второго года жизни), которые всему предпочитают только одно: прижаться к взрослому, смотреть ему в глаза и улыбаться. Почти болезненная фиксация на старшем по возрасту человеке, возникшая как следствие неудовлетворенной потребности в общении, при-водящая к тому, что ребенок растет безинициативным, не умеет контактировать со сверстниками, не самостоятелен. Отсюда и задержка активной речи.
Еще одна из возможных причин задержки в развитии активной речи- неудовлетворенность младенца, а затем и ребенка (имеется в виду ранний возраст) в эмоциональных контактах с окружающими. Необходимое условие своевременного развития активной речи у детей – возникновение потребности в общении, устойчивые эмоциональные контакты с взрослыми. Тогда и только тогда взрослый приобретет для него особую ценность, возникнет желание делать все, как взрослый, играющее в процессе речевого развития важную роль. Для своевременного становления речевой функции необходимо развивать деловое общение ребенка с окружающими людьми.
Уже со второго полугодия манипуляции с предметами начинают занимать значительное место в жизни маленького человека. Ребенок пробует игрушки на зуб, на жесткость, сопоставляет их по величине, форме, упругости. На основе такой практики складываются устойчивые представления об объектах, возникают первые обобщения. Все это необходимо, чтобы ребенок в ходе делового общения смог соотнести звучащее слово с предметом, которое оно обозначает. Обращаясь к ребенку, действующему с предметом, взрослый называет все основные моменты его деятельности. «Что у тебя в руках? – спрашивает мама.-Кубик? Кто достал этот кубик? Что ты делаешь? Кладешь кубик в коробку?» Естественно, ребенок останавливает свое внимание на совершаемом им действии. Ребенок действует, а взрослый руководит его вниманием и ориентирует. Многократное повторение таких или подобных вопросов способствует такой познавательной структуры, которая составляет базис всякого речевого высказывания. Формирование ее – важный момент речевой подготовки.
Человеческая речь осуществляется с помощью особых звуков – звуков речи. Чтобы использовать их в общении, следует развивать фонематический слух и речевую артикуляцию. От рождения ребенок наделен способностью к звукопроизнесению. Гукание, гуление, лепет – вот формы вокализации, предопределенные наследственно.Но что побуждает ребенка произносить звуки? Считается: есть артикуляторный аппарат и он его упражняет. Да, разумеется , все это так. Но социальный стимул к произнесению звуков речи, к звукоподражанию – та связь между ребенком и взрослым, которая установилась в ходе общения.
От рождения дана ребенку способность слышать. Кажется, чтобы раз-вить речевой слух, достаточно воспринимать звучащую речь. Но, оказывается, в звучащей вокруг речи ребенок выделяет, слышит только то, что помогает ему все более полноценно общаться с окружающими.
Как же помочь ребенку облегчить и ускорить переход к активной речи? Для этого, как ни кажется странным, необходимо развитие у детей сферы предметного манипулирования.Младенец любит манипулировать разнообразными предметами. Он трясет их, сосет, ломает, сталкивает, соединяет, т.е. познает физические качества. Главное – назначение, функция этих предметов. Даже назначение игрушек надо знать как следует: куклу укладывают, одевают, кормят; пирамидку складывают, из кубиков строят дом, на лошадке катаются. Функцию предмета раскрывает перед ребенком взрослый: «Вот утюжок, будем гладить». Образец, поданный им начинает ориентировать по-ведение малыша.
Иногда в семьях увлекаются развивающими, познавательными играми. Перед ребенком ставят достаточно сложные задачи («Подбери такой предмет», «Сложи как у меня»). Разумеется, внимание к развитию интеллектуальных способностей похвально, если это не сочетается с невниманием к развитию у детей предметной сферы деятельности.
Задержка в переходе к активной речи возможна и еще по одной при-чине. К концу первого года жизни, в начале второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по своему значению. Так слово «кох» может обозначать сначала кошку, затем меховую шапку, потом шляпу и, наконец Кота в сапогах. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих. Появляясь в кон-тексте взаимодействия с взрослым, слова эти вполне удовлетворяют старше-го, вызывая бурную радость и умиление. Поэтому-то долго не ставится перед малышом собственно речевая задача – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если такую задачу взрослый не ставит, то и ребенок не будет развивать свои возможности, совершенствовать свои коммуникативные средства. Задержка возникает по причине неправильного поведения старшего партнера, а малыш лишь откликается на него.