12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка го­ворить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимос­вязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ре­бенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порож­дает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта­цией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вто­ричные и третичные нарушения:

общее недоразвитие речи;

нарушение процессов чтения и письма;

нарушение памяти;

низкую концентрацию внимания;

нарушения словесно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Памятка для родителей.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей ро­дителям необходимо:

поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;

выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся yпpaжнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд, может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;

занятие не следует перегружать заданиями;

на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или! иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. По­этому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (а начале, середине, конце);
  • делить слова на слоги;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного, звука;
  • осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправиль­но, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное про­изношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появ­ление ошибок при чтении и на письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжитель­ность занятия должна быть не более 15—20 минут.

3. Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

пространственное восприятие (расположение предметов по от­ношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)

общую моторику;

мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шну­ровки и т. д.).

Используя приемы:

пальчиковые игры;

штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округ­лые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.)

Развитие звуко-буквенного анализа

Ребенка надо научить:

устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря

Формировать умения:

определять количество и последовательность слов в предложении;

составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

пересказать текст;

рассказать сказку.

6. Обучение чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение дол­жно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.