Консультация для родителей на тему «Пальцы помогают говорить»
Пальцы помогают говорить
У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков. А.П.Н. установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.Н. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем более мелкие. Для этой цели хорошие деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку; дети охотно перебирают и обычные бусы, но тут есть опасность, что ребенок может проглотить бусинку и подавиться.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Всем детям известна потешка «Сорока-белобока». В этой игре указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем – по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Сначала игры проводит взрослый, который загибает ребенку пальцы и щекочет ему ладошку.
«Пальцы в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять Держат перед собой левую
Вышли пальчики гулять руку ладонью к себе.
Этот пальчик гриб нашелся, Загибают 5-й палец левой руки.
Этот пальчик чистить стал, Загибают 4-й палец.
Этот резал, Загибают 3-й палец
Этот ел, Загибают 2-й палец
Ну, а этот лишь глядел? Загибают 1-й палец и щекотят
ладошку.
Постепенно приучат детей выполнять движения самостоятельно.
Можно использовать стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уже заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно менять руки и загибать пальцы то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют, например:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» - в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы «Театра пальчиков» можно купить или изготовить самим. В игру входят головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.
Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости.
Левшей называют амбидекстрами, т.е. имеющих две правые руки. Действительно, левши обычно владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой.
Плохо это или хорошо быть левшей? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой при потере речи при поражении левого полушария. И.П.Павлов полагал, что левши (именно благодаря наличию речевых областей и в правом, и в левом полушариях) имеют перед правилами преимущества в интеллектуальном развитии: он, в частности, указывал, что среди выдающихся людей было много левшей (сам И.П.Павлов тоже был левша).
Учитывая все это, считается более правильным у всех детей стараться развивать обе руки – это только полезно. Если ребенок леворукий, то не следует ставить задачу переделать его в правшу (это может грозить развитием заикания и других нарушений речи), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной.
Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую – самолетик и ставят задачу – скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать – конечно, автомобиль придет поздно.
Подбирая аналогичные игры и занятия можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка и рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.