12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна35
Россия, Щекино
3

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ НЕГОВОРЯЩЕМУ РЕБЕНКУ ДОМА?»

t1674331347aa.gif






«КАК ПОМОЧЬ НЕГОВОРЯЩЕМУ РЕБЕНКУ ДОМА?»


Для «запуска» речи неговорящего ребёнка дома необходимо организовать особый речевой режим, придерживаться которого нужно ежедневно в процессе режимных моментов.

Говорите с ребенком. Активная речь базируется на пассивной, на умении слушать, слышать, понимать речь, своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию (найди, принеси, покажи, и т. д). При общении с «неговорящим» ребёнком проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополните пассивный словарь ребенка. Важно постоянно обозначать какую-то ситуацию во время режимных моментов, задавая по ней вопросы. Например:

«Саша, пошли мыть руки! Саша, что мы пойдем делать?» Взрослый дает речевой образец (сам же отвечает) – «Мыть руки!»

Повторять ответ можно и нужно много раз. Речь взрослого должна быть чёткой и доступной для подражания. Медленно проговаривайте слова вместо ребёнка, так чтобы он видел артикуляцию, тяните гласные.

На начальном этапе упростите собственную речь. Слова сократите до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести (бабушка –«баба», дедушка – «деда» и т.д). Фразы укоротите до 1 – 2 слов («Дай!», «На!», «Ам!», «Пить!», «Иди!»). Когда ребёнок начнёт употреблять слова звукоподражательного характера, не поправляйте его, а повторяйте за ним эхом, давая правильный речевой образец. Например:

Взрослый: - «Хочешь пить?»

Ребенок отвечает: - «ить!»

Взрослый: - «Правильно, пить!»

Побуждайте ребенка говорить. Как правило, ребёнку легче выразить свои желания жестами и мимикой. Делайте вид, что искренне не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия, которых ребенок знает, но не произносит вслух. Побуждайте ребенка строить фразы: «Мама, дай!», «Папа, иди!». Задавайте простые вопросы «Где?», добивайтесь ответа «Вот» («Там», «Тут»). Например: - Где нос? – Вот. Что это? – Нос. Вот нос (у-ши, глаз-ки, и т. д).

Играйте в совместные игры. Ежедневно выделяйте время на совместные игры с ребенком (игры на вызывание звукоподражания). Например, игра «Покормим куклу»: «Это ля-ля (сажаем перед собой куклу), давай покормим ля-лю! Ляля НА! (подносим к кукле ложку)! Ляля ам-ам (кормим куклу)! Теперь ты покорми ля-лю (даем ребенку возможность покормить куклу самому)! Ля-ля, АМ!».

Рассматривайте с ребенком картинки с животными, озвученные книжки, побуждайте ребенка к подражанию голосу животных (му, ав, га-га и т.д).

Играйте со звучащими игрушками (музыкальные инструменты). Свистите в дудочку, играйте на ксилофоне, звените в колокольчик. Инструментам дайте короткие названия, идентичные их звукам: барабан – бом; дудочка – ууууу; колокольчик – динь-динь;

Развивайте общую и мелкую моторику ребёнка. Используйте самомассаж ушных раковин; головы; общий массаж ног (поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней) и т.д. Ходите по лестнице вниз и вверх приставным шагом. Играйте в мяч и в любые подвижные игры, которые нравятся малышу. Подобного рода занятия повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. Ежедневно организовывайте совместные занятия: лепка из глины и пластилина; снега; игры с песком и камушками, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из природного материала. Используйте сенсорные коробки, наполнением которых может служить любая крупа или песок.

Развивайте дыхание и артикуляционный аппарат. Как правило, у неговорящих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому, прежде всего, тренируйте дыхание: научите ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с водой, чтобы привести его в движение; играть на дудочке; надувать шары. Протяжное произношение гласных с разведением рук в стороны также стимулирует развитие голоса и выдоха. Вы произносите звук и объясняете его артикуляцию: «Смотри, я широко открываю рот и пою песенку — а-а. Теперь я делаю губы колесом и пою песенку — у-у. Я улыбаюсь, показываю зубы и пою песенку — и-и. А теперь давай вместе со мной споем эти песенки».

Выполняйте простую артикуляционную гимнастику в игровой форме перед зеркалом: показываем язычок, зубы. «Бегемотик» (широко открываем ротик), можно спеть звук «аааа»; «Лягушка» (улыбочка) можно спеть звук «ииии»; «Слоник» (губки вперед трубочкой) можно спеть звук «ууууу». Имитируем кошку: «лакаем молоко»; надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками. Играем с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды!!!

Tatakry71


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.