Консультация для родителей «Как помочь ребенку учиться»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов на лучшую разработку «Консультация для родителей»
Тема: «Как помочь ребенку хорошо учиться»
Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.
Младший школьник с поступлением в школу начинает заниматься новым для него видом труда - учебным. Для бывшего дошкольника, который большую часть времени занимался игрой, учебный труд покажется сложным.
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома. Как Вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как Вы радуетесь, или печалитесь, как Вы общаетесь с друзьями и с недругами, как Вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует все повороты Вашей мысли доходят до него невидимыми путями. А если дома Вы грубы, хвастливы, злоупотребляете спиртными напитками, а еще хуже, если Вы оскорбляете другого человека, Вам уже не нужно думать о воспитании, Вы уже воспитываете Ваших детей и воспитываете плохо, и никакие советы и новые попытки бесед с детьми Вам уже не помогут. После таких сцен дома, как Вы думаете, сможет ребенок хорошо учиться? Нет, не сможет. У него постепенно будет вырабатываться такое же негативное отношение к одноклассникам и учебе.
Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения. Только соблюдая правильный режим, дня ребенок сможет хорошо учиться и быть всегда здоровым и бодрым ребенком. Но важным условием является то, что ребенок должен сам, без посторонних напоминаний, помнить о том, что он должен сегодня делать.
Согласно опросам, современные дети стали всё раньше и раньше терять мотивацию к обучению. Перед началом учебного года мы с Вами вместе должны разобраться в вопросе мотивации детей к учёбе и собрать некоторые приёмы и рекомендации известных психологов и педагогов, чтобы сделать процесс обучения более лёгким для всех.
Основные рекомендации:
1. Поставьте цель
Пусть это будет профессия мечты — интересная, творческая, высокооплачиваемая, играющая яркими красками и сплошным счастьем. Проговорите задачи для достижения этой цели: начальная школа, средняя школа, подготовительные курсы, университет, возможно, какие-то дополнительные занятия (английский язык, актёрское мастерство, танцы и так далее). Договоритесь, что для достижения цели каждая задача является обязательной и важной.
2. Не делайте уроки вместе, если Вас ребенок не просят о помощи. Но если ребенок обратился к Вам за помощью, найдите время и помогите своему ребенку.
Мы, родители, не являемся компетентными педагогами или репетиторами для собственного ребёнка, так как элементы бессознательного невозможно исключить из процесса обучения. Зачастую попытки учить своих детей заканчиваются скандалами и криками. Также не собирайте за ребёнка рюкзаки, папки ИЗО, технологии, одежду для физкультуры — настал момент учиться самостоятельности и нести ответственность за рассеянность или забывчивость.
3. Научите ребёнка учиться самостоятельно
Помогайте ему только в случае, если к вам обратились за помощью.
4. Обсуждайте вместе прочитанное произведение, интересуйтесь мнением ребенка, делитесь своим
Причём мнением полезно интересоваться не только в рамках учёбы, но и в обыденной жизни. Ребёнка важно воспринимать всерьёз, демонстрируя его значимость. Проверяя математику или русский, позволяйте ему самому найти ошибки. Обозначьте их количество — будет интереснее искать.
5. Замечайте достижения, демонстрируйте веру в возможности
Делайте это, сравнивая ребёнка с ним прежним. Мотивируйте настойчивость в преодолении трудностей: почерк улучшился, стало меньше ошибок, улучшилась память. Замечали, что каждый раз, заканчивая работу или задачу, настроение поднимается? Отмечайте это состояние каждый раз после того, как уроки сделаны. Пусть будет «дозаправка» положительных эмоций.
6. Вспоминайте собственные школьные провалы
В этом нет ничего постыдного. Анализируйте их и подумайте, как бы мама или папа могли тогда помочь.
7. Делитесь своими переживаниями с ребенком
Домашний процесс обучения, увы, не проходит гладко, но я всегда честно говорю, когда я была не права и срывалась на крик. Прошу прощения: «Ну что, мир?» — рассказываю, что меня расстраивает, слушаю, что расстраивает ребёнка, мы обнимаемся и говорим, как любим друг друга…
Ну и главное — принимайте ребёнка таким, какой он есть, ведь родительская любовь безусловная, и пусть наши дети об этом знают!
3
Школьные проблемы ребенка возникают вследствие ряда физиологических, социальных и психологических причин, связанных с состоянием его здоровья, особенностями личностного развития, недостаточной готовностью к обучению, неблагоприятными социально-бытовыми условиями.
Понаблюдайте за ребёнком: как изменилось его настроение с началом школьных занятий, не нарушился ли аппетит, спокоен ли сон; не жалуется ли он на усталость, головные боли, нет ли тошноты, головокружения; не начал ли ребёнок сильно потеть, краснеть или бледнеть, не появляются ли у него без явной причины слёзы, излишнее возбуждение, чрезмерная двигательная активность, проявления агрессии, злости, грубости, раздражительности или депрессии, вялости, апатии, равнодушия; нет ли у него признаков пугливости, тревожности, страхов; не начал ли он постоянно грызть ногти, сосать пальцы, заикаться; не появились ли у него непроизвольные подергивания век, мышц лица, шеи, ночное недержание мочи.
Всё это признаки внутреннего напряжения, нарушения функционального состояния нервной системы. Значит, требуется снижение учебной нагрузки, строгое соблюдение режима, контроль и коррекция состояния здоровья.
Но как быть, если ребёнок не хочет учиться? Пожалуй, это самая сложная проблема. Действительно, если мы хотим, чтобы у него появились не только знания и умения, но и стремление познавать мир, готовность реализовать свои природные задатки, творческий потенциал, перед нами стоит задача создать условия, способствующие этому.
Для ребёнка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важна ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.
Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребёнка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть нужно в чем-то пересмотреть собственные требования к ребёнку, отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?
Но эти условия сами по себе не обеспечат успеха обучения. Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие были сегодня уроки? Что ты узнал нового? Как справился с заданиями? Желательно, чтобы ребенок рассказал кому-то из взрослых выученные уроки: правила по русскому языку или математике, выученные стихотворения, подготовленный рассказ по окружающему миру. Когда ребенок рассказывает, он сам проверяет себя. Психология обучения убеждает нас в том, что хорошо будет усвоен тот материал, который пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребенка, подчеркивают их важность.
Основная помощь родителей в учебных занятиях ребенка состоит в том, чтобы выработать у него навыки самостоятельной работы и самоконтроля, ответственного отношения к делу, понимания того, что успех в учебных делах зависит от прилежания, аккуратности, тщательности в работе, от умения организовать свой труд.
Хорошей помощью может быть правильное уважительное отношение родителей к учебному труду сына или дочери как к важному первостепенному делу, которое нельзя отложить, не выполнить или перенести на потом; уважение, сравнение своих результатов в труде с учебными результатами ребенка.